От локальных отключений до ядерной угрозы. Каковы последствия подрыва Каховской ГЭС для энергетики

Разрушение Каховской гидроэлектростанции (ГЭС), несмотря на все катастрофические последствия, также подняло вопрос о влиянии на работу энергосистемы

Подрыв дамбы Каховской ГЭС не имеет прямого, однако оказывает косвенное влияние на функционирование энергосистемы и энергообеспечение потребителей / Depositphotos

Каховская ГЭС – самая низкая на Днепровском каскаде гидроэлектростанций с наименьшей установленной мощностью по сравнению с другими крупными ГЭС Украины – 335 МВт.

Однако до начала полномасштабного вторжения она была важным элементом энергосистемы, помогая балансировать производство из возобновляемых источников, которых достаточно много в южных регионах Украины (например, только в Запорожской и Херсонской областях по состоянию на начало вторжения размещалось 67% всех мощностей ветроэнергетики страны).

Впрочем, последствия для энергосистемы и энергоснабжения несравнимо малы, если сравнивать со всеми другими — гуманитарными, социальными, экологическими и экономическими.

Влияние на электроснабжение

Подрыв дамбы и разрушение Каховской гидроэлектростанции не имеет прямого, однако оказывает косвенное влияние на функционирование энергосистемы и энергообеспечение потребителей в краткосрочном периоде.

Каховская ГЭС оказалась в оккупации с первых дней полномасштабного вторжения. В последующие месяцы она работала не более чем на 30-40% установленной мощности. В то же время, с октября 2022 г. станция была отключена оккупантами от украинской энергосистемы. Именно поэтому потеря этих мощностей не имела прямого влияния на работу системы.

Однако разрушение ГЭС оказало опосредованное влияние на работу энергосистемы: чтобы уменьшить потоки воды через разрушенную дамбу, для уменьшения подтоплений, Укргидроэнерго была вынуждена изменить режим работы других гидроэлектростанций выше по руслу Днепра, что означало сокращение выработки электроэнергии. Это могло быть особым вызовом, учитывая большое количество генерирующих мощностей, выведенных из строя воздушными атаками врага с осени прошлого года. Однако уже 8 июня производство гидроэлектростанциями оказалось больше на 30%, чем ожидалось. По состоянию на 12 июня гидроэлектростанции Днепровская ГЭС-1 и Днепровская ГЭС-2 работали с ограничениями из-за снижения уровня воды, а остальные ГЭС Днепровского каскада работали планово. В большинстве своем энергосистема работала стабильно, хотя и системный оператор дважды получал аварийную помощь от соседних стран.

Что касается энергоснабжения, то опосредованное влияние заключается в подтоплении части оборудования, прежде всего трансформаторов распределительных сетей, а также отключении электроснабжения из соображений безопасности в населенных пунктах, где ожидалось подтопление. На 7 июня в Херсонской области было подтоплено 129 трансформаторных подстанций, насосная станция Херсонской ТЭЦ, две солнечные электростанции в Николаевской области (около 100 МВт установленной мощности), а также домашние СЭС (около 50 МВт).

Естественно, что затопление инфраструктуры по распределению электроэнергии обусловило перерывы в электроснабжении в окрестных районах. По состоянию на 12 июня (понедельник) обесточенными оставались 22 населенных пункта Николаевской области и деоккупированной части Херсонщины.

Потребность в Каховской ГЭС в будущем

Восстановление территорий однозначно потребует строительства новых гидротехнических сооружений, что повышает целесообразность строительства новой ГЭС вместо разрушенной. Учитывая, что Юг Украины является высокоперспективным для дальнейшего развития возобновляемой энергетики, этот регион потребует дополнительных маневровых мощностей для балансировки энергосистемы. А потому строительство новой ГЭС после освобождения территорий просто необходимо. Укргидроэнерго уже сообщила о намерениях построить новую ГЭС на месте разрушенной, оценивая проект в $1 мдрд.

Ужесточение угроз для оккупированной Запорожской АЭС

Разрушение Каховского водохранилища "отрезает" источник водоснабжения для охлаждения реакторов Запорожской АЭС. На станции есть альтернативные источники, которые могут быть использованы для водообеспечения процессов охлаждения, особенно в условиях холодной остановки блоков. Однако самой большой проблемой является то, что станция находится в оккупации и Украина не может контролировать соблюдение технологического процесса. Сам факт оккупации станции является ключевой угрозой мерам, направленным на предотвращение аварийных ситуаций.

При этом скорее всего российские власти будут использовать угрозу ядерной катастрофы для международного шантажа, продвигая попытки сокращения международной поддержки Украины в деоккупации собственных территорий.

Подробнее о последствиях подрыва Каховской ГЭС читайте в аналитическом материале Украинского института будущего.