Как на практике игнорировать указы президента
Инициативы главы государства были призваны прекратить необоснованное давление со стороны государства на бизнес, однако некоторые правоохранительные органы их игнорируют
23 января 2024 Президент Украины Владимир Зеленский ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 23 января 2024 "О неотложных мерах по обеспечению экономической безопасности на период действия правового режима военного положения". Согласно последнему, был создан Совет по вопросам поддержки предпринимательства в условиях военного положения, а также внедрен целый комплекс мер, направленных на улучшение функционирования экономики государства. Среди которых – рекомендация Офису Генерального прокурора, Государственному бюро расследований, Национальной полиции Украины, Бюро экономической безопасности Украины, Службе безопасности Украины не только провести в трехмесячный срок аудит принятых по отношению к субъектам хозяйствования ограничительных мер в уголовных производствах и определить целесообразность их дальнейшего применения, но и воздерживаться в течение трех месяцев после проведения процессуальных действий в уголовных производствах, если такое применение может заблокировать предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов.
В целом отечественная бизнес-среда положительно оценила указанные инициативы главы государства, поскольку они были призваны прекратить усиливающееся на протяжении всего 2023 года необоснованное давление со стороны государства на бизнес, апогеем которого стало дело против директора инвестиционной компании Concorde Capital Игоря Мазепы. Казалось бы, компромисс наконец-то найден и все заинтересованные стороны сосредоточятся на поддержке и развитии экономики с целью приближения победы Украины. Однако, судя по последним событиям, некоторые правоохранительные органы так не считают. И им абсолютно безразличны указы президента и решение СНБОУ. По крайней мере, ситуация со Sportbank свидетельствует именно об этом.
Итак, несколько недель назад Sportbank потерял возможность пользоваться собственными банковскими счетами. Как оказалось, ДБР наложило аресты на счета компании, что по факту заблокировало ее операционную деятельность. По традиции (очень плохой, но имеем то, что имеем) Sportbank никоим образом не был уведомлен, во-первых, об основаниях для проведения обысков, во-вторых, об убедительных доказательствах, которые были предоставлены следователями ДБР в суде, что в результате явилось основанием для ареста счетов проекта, а также изъятия гаджетов и личных средств работников.
Дальше — еще больше и "веселее": решение об аресте счетов наложил Лычаковский районный суд Львова, хотя в соответствии с правилами подсудности это должен был делать Шевченковский районный суд города Киева. Но похоже, что он никак не мог бы "гарантировать" правильное решение, поэтому избрали львовский суд. Который, кстати, откровенно игнорирует абсолютно законное ходатайство Sportbank о предоставлении возможности ознакомиться с материалами дела.
Вот так и получается, что единственный документ, касающийся данного уголовного производства – это постановление о проведении обыска, в котором указаны лица, никогда не являвшиеся работниками или клиентами банка, а в соответствии с текстом определения подозреваются в государственной измене. Кроме того, в тексте упоминаются компании из страны-агрессора и Украины, с которыми Sportbank никогда не имел деловых отношений. В то же время основной целью обыска было изъятие документов о деятельности этих лиц и компаний (что характерно – еще в 2014 году).
Что мы имеем в итоге? Во-первых, крайне странное дело, которое ведется с очевидными нарушениями и которое явно бесперспективно. И целью которого может быть либо банальное давление на бизнес, либо имитация работы, либо борьба с конкурентами неконкурентными методами посредством правоохранительных органов. И то, и другое – очень плохо и недопустимо.
Во-вторых, парализована работа банка. А это более 600 тысяч клиентов, более 200 рабочих мест для украинцев, а также около 30 млн. грн. налогов и сборов в бюджет в 2023 году.
В-третьих, это очередной сокрушительный удар по бизнес-климату, инвестиционной привлекательности Украины и развитию экономики в целом.
И в заключение – игнорирование указов президента и решений СНБОУ, что явно не способствует эффективности всей системы публичного управления в государстве. Особенно – во время войны. И с этим нужно что-то делать. Ибо, как видим, понадобилось менее трех месяцев, чтобы снова возобновилось давление на бизнес. Интересно, как на это отреагирует Совет по поддержке предпринимательства в условиях военного положения?