Признание Крыма белорусами. Три угрозы, на которые нет ответа

При всем уважении к нашему МИДу, грозные заявления о нашем страшном ответе — это всего лишь очередное китайское предупреждение. И такие предупреждения делают нас смешными

Александр Лукашенко / Getty Images

Я хочу выделить три очень серьезные угрозы от изменения поведения Лукашенко, на которые мы должны дать ответ. В противном случае ситуация может стать критической. Что важно, несмотря на заявления о Крыме, Беларусь не готова и не хочет торговых или иных войн с Украиной. Однако ловушка, в которую загнал себя Лукашенко, делает его не всегда самостоятельным игроком.

Особо следует обратить внимание на последние интеграционные процессы между РФ и РБ. Путин не спешит аннексировать Беларусь и последние подписанные документы наглядно это показывают. Беларусь нужна сейчас Путину как условно независимая страшилка для Запада.

Итак, у нас есть три глобальные проблемы, которые нужно начинать решать уже сейчас.

1. Мигранты, которых могут пустить через границу.

Ситуация, на самом деле критическая, и можно не сомневаться, что в ближайшее время ЕС может предложить Украине взять на себя обязательства по размещению беларусских курдов у нас. Параллельно не исключено, что беларусы будут сами направлять на нас толпы курдов.

Что должна делать уже сейчас Украина? Во-первых, нужно понимать: готовы ли мы к созданию фильтрационных лагерей и принятию 100-200 тысяч беженцев. И главное, если мы соглашаемся (теоретически), то, что мы за это просим. В свое время Эрдоган взял 6 млрд евро за подобную историю.

Во-вторых, если такое решение будет приниматься, нужно уже сейчас думать о коммуникационной кампании и создании соответствующей инфраструктуры. У нас пока нет ничего: ни понимания, ни знаний, ни, тем более, переговорного плана. А время работает против нас.

И, наконец, есть еще один аспект: мы не до конца готовы к прорывам границы. Сил пограничников просто не хватит. И потому это уникальный шанс для апробации сил терробороны. Именно на этом направлении стоило бы в кратчайшие сроки сделать соответствующие тренировки. Причем здесь нужно брать не только силы Волынской и Киевской областей, но и пригласить добровольцев-терробороновцев со всей страны.

2. Зависимость от белорусского дизеля

Мы можем тысячу раз грозить кулаком беларусам, но нам нечем заменить белорусский дизель (60% дизеля в Украине это импорт). В свое время Украинский институт будущего делал доклад о том, что с этим делать. Прежде всего, уже сейчас нужно провести инвентаризацию критических запасов топлива (в идеале нужно иметь месячный запас). Но это лишь часть решения проблемы. Глобальнее — мы должны запустить один из государственных НПЗ. По нашему мнению, стоит продать за 1 грн государственную часть в Дрогобычском НПЗ под инвестобязательства одной из крупных компаний, которые обеспечат завод сырьем. И это куда важнее, чем рассказывать о том, как здорово, что за миллиард гривень продали завод "Большевик". Это конечно, не решит проблему в этом году, но если мы не запустим этот процесс сейчас, мы в лучшем случае потеряем очередной год.

3. Необходимость импорта белорусской электроэнергии

Заявление Лукашенко о Крыме ставит нас в неловкое положение: мы просто не имеем права теперь просить об импорте электроэнергии. Я уверен, что россияне заставили Лукашенко это заявить сейчас именно исходя из этой истории.

Вопрос энергетической стабильности становится ключевым на следующие месяцы. И здесь возникает одна угроза, которая является не столько угрозой внешней, сколько внутренней. Очень важно для всех нас, чтобы ситуация с электроэнергией в стране не свелась к информационной войне Зеленский-Ахметов.