Война/не война. Три базовых сценария

Вся энергия украинского политикума идет на дискуссию о том, почему президент РФ Владимир Путин не нападет. А такая позиция обязательно приведет к поражению: Путин будет брать столько, сколько позволят взять без массовых потерь

Facebook / Дмитрий Муравский

Вашему вниманию представляю анализ Ukrainian Institute for the Future.

Стартовые позиции. Украинская власть

Власти объявили о том, что наступление готовится. Но в то же время дали главный месседж: сохраняйте спокойствие. Майдан приведет к поражению, а потому единственное, что должны делать украинцы, – не вестись на провокации. Какие провокации — остается загадкой. Кадровые перемены пока не рассматриваются вообще.

Сегодня власти разрываются между необходимостью демонстрировать реакцию на информацию союзников, нежеланием раздувать слишком панические настроения и параноидальным страхом потерять управляемость процессами.

Стартовые позиции. Украинская оппозиция

Началась массированная атака на главу Офиса президента Андрея Ермака. Главное обвинение — измена. В то же время говорить об организации Майдана вообще не приходится, этим всерьез не занимается никто. Главная задача — снижение рейтинга Зеленского.

Относительно ситуации на границе раздаются заявления о необходимости поднимать резервистов, терроборону и собирать СНБО. Но никто не говорит о внеочередном заседании Рады. Проще говоря, оппозиция занимает относительно выжидательную позицию, где ключевой акцент — не вероятные военные действия, а снижение рейтинга Зеленского.

Оппозиция, по сути, делает то же, что и власть: на фоне потенциальных международных рисков концентрируется на решении своих тактических вопросов.

Отдельно следует выделить нарратив ОПЗЖ, которая вообще обходит тему эскалации на границе.

Стартовые позиции. Западные партнеры

Все западные партнеры говорят о поддержке Украины, хотя в целом нет жестких заявлений США об отключении РФ от системы SWIFT и санкций против "Газпрома" в случае начала боевых действий. Нам обещают оружие (пока неизвестно, какое и когда) и говорят об определенном ужесточении санкций.

Исходя из того, что, по данным нашей разведки, вероятные боевые действия могут начаться в январе-феврале, ЕС не будет готов к каким-либо серьезным действиям против РФ на фоне возможных перебоев с газом. И пока выглядит так, что к таким действиям не готовы в США.

Сейчас есть важный момент для Путина, ведь он, по сути, получил уникальную возможность решить все один на один с президентом США Джо Байденом, без особого влияния со стороны Европы. У ЕС пока нет сильных политических лидеров. Ангела Меркель — "все". Эммануэль Макрон ушел с головой в предвыборную кампанию и "антиковидные" протесты у себя дома. Себастьян Курц слетел с поста. У Италии и Испании мощной политической фигуры нет. Следовательно, у Европы нет политических лидеров, имеющих свое, отдельное мнение относительно Украины, которые связаны хоть какими-то моральными и личными обязательствами или памятью относительно ситуации в Украине. С новыми элитными группами мы никаких отношений не развивали, а с немцами недавно ссорились. Польша такую роль играть не может. Миграционный кризис на границе с Польшей уже прошел, поэтому он не станет важным фактором.

Стартовые позиции. Россия

Все заявления Кремля, которые можно считать официальными или полуофициальными, сводятся к тому, что Украина готовит провокации и получит ответ в случае провокаций. Проще говоря, РФ заняла четкую позицию: Украина планирует начать боевые действия (напрашивается определенная аналогия с ситуацией в 2008 году в Грузии, о чем официальные российские СМИ уже говорят).

В российских СМИ в последнее время изменен главный пропагандистский нарратив, и теперь он звучит так: "Мы с украинцами единый народ, украинская власть не слышит желания украинского народа и хочет войны. Ради подачек от Запада украинская власть готова идти на эскалацию и нам (россиянам) ничего не останется, как идти на военный конфликт против Украины и своего народа".

Таким образом, российское общество готовится к возможным боевым действиям против Украины.

Главная цель РФ

Россияне сегодня задают вопрос: как разыграть свою "золотую акцию" (визави Китай-США) и выгодный международно-политический момент, чтобы решить вопрос/сломать статус-кво вокруг Украины. А нападение/ограниченное нападение/давление или ненападение — это все инструменты, благодаря которым можно или нельзя достичь одной-единственной цели — признания со стороны Запада в качестве одного из полюсов будущего многополярного мира с собственной зоной интересов, периферией, красными линиями и буферными территориями.

На сегодняшний день важнейшими аспектами этих тектонических изменений (в средне- и долгосрочной перспективе) должны стать:

1. Присоединение Украины к ОРДЛО.

2. Изменение политической системы и возвращение в "русский мир".

3. Экономически мы интересны РФ, в первую очередь, для создания зернового ОПЕК на основе РФ, Украины и Казахстана.

4. Развал Украины является началом развала ЕС как политического образования.

Россиянам нужна война, прежде всего как элемент системы изменения правопорядка в мире и возвращения к распределению мира на зоны влияния.

Главная цель США

На следующие 50 лет ключевым противником США является Китай, и Россия нужна США в качестве элемента сдерживания Китая (не допустить объединения Китая и РФ). Роль Украины в этой системе координат де-факто ситуативна. Мы не являемся субъектом в этой игре.

Главная цель ЕС

Сегодня только Польша и страны Балтии являются жесткими сторонниками целостности Украины. Германия и Франция готовы следовать сценарию боснизации Украины по "формуле Штайнмайера".

В то же время миграционный кризис на границе с Беларусью призван изменить позицию Польши.

Украина. Варианты действий

Следует сразу отметить, что у всех вариантов есть высокий уровень возможной военной эскалации разной степени. Хотя базовым для россиян является обострение на востоке с последующим продвижением вглубь украинской территории по грузинскому сценарию, пока Запад не станет посредником в мирных переговорах.

Итак, какие существуют базовые варианты:

1. Ничего не делать и ждать. Россияне начнут эскалацию — и мы достаточно быстро предложим согласиться на "формулу Штайнмайера". Вероятность бунтов в Киеве достаточно велика, но власти будут говорить о мире и об остановке полномасштабной войны. В целом абсолютно ослабленная власть будет полулегитимной — и мы выходим на скорые выборы, где будут участвовать и оккупированные территории. Мы соглашаемся с аннексией Крыма и превращаемся в Боснию.

2. Украинская власть начинает полную мобилизацию, разворачивает терроборону и т.д. Параллельно мы начинаем полномасштабную дипломатическую работу. Но чтобы избежать конфликта с РФ, нужен консенсус элит, когда Зеленский и все другие главные игроки отступают на шаг назад, объявляют о перемирии, происходит кадровая перезагрузка высших эшелонов власти, и мы консолидированно играем на объединение страны.

Пока вероятность такого сценария достаточно низкая. Хотя это единственный сценарий, когда теоретически можно если не избежать, то глобально усложнить агрессию.

3. Второй вариант, но без консолидации элит. Этот вариант с большой долей вероятности приведет к тем результатам, которые мы имеем в первом варианте.

На сегодняшний день, несмотря ни на что, остается ключевой вопрос: зачем России идти в наступление и применять военные средства, если свои цели она может достичь через невоенные методы давления и переговоры с Западом. Существует высокая вероятность того, что нагнетание будет продолжаться до переговоров Байдена-Путина в декабре, а дальше они либо договорятся, либо нет, и тогда вероятность силовой акции, прежде всего на Донбассе, будет высокой.