Цена света. Спасут ли более высокие тарифы от докучливых отключений

Значительная часть украинцев не осознает масштабы разрушений в энергетическом секторе и возмущается ожидаемым повышением тарифов на электричество. Однако правда в том, что комфортной жизни без отключений не будет даже с новыми платежками

www.rv.gov.ua

На прошлой неделе начались отключения населения из-за дефицита в системе. Сначала были аварийные отключения, когда потребители не знали, в какой момент они могут лишиться света. Однако в конце недели объявили о введении графиков и, соответственно, плановых отключений. Что интересно, для некоторых это было неожиданно, а кое-кто вообще возмущался по поводу отключений. Конечно, не обошлось и без развертывания кампании "преступная власть отключает, чтобы экспортировать побольше", что на самом деле ложь, основанная на неграмотности, которой пользуются те, кто стремится разогнать вражескую информационную кампанию.

Вообще, отключения стали топ-темой энергетических новостей на прошлой неделе. Это в определенной степени показывает частичную утрату ощущения реальности относительно последствий российских обстрелов энергетической системы по крайней мере частью общества.

Недавний опрос группы "Рейтинг" показал, что 20% респондентов вообще не знают о потерях энергетики от российских обстрелов. А на самом деле за два месяца масштабных потеряно более 9 тыс. МВт мощностей (а это более половины нашего потребления зимой). За два месяца разрушены или существенно повреждены все теплоэлектростанции. На самом деле уровень "накопленного" ущерба таков, что следующая зима будет сложнее, чем зима 2022-2023 гг.

Кроме того, отсутствие отключений более года сформировало впечатление у многих потребителей, что в энергосистеме все хорошо. Почти четверть респондентов не слышали о призывах к экономному потреблению электроэнергии.

Другой интересный показатель — доля респондентов, готовых к повышению тарифа. 40% убеждены, что тариф не нужно повышать, даже при ухудшении электроснабжения. Это, конечно, все в теории, потому что говорить об ухудшении электроснабжения и жить в его условиях — две большие разницы. Однако интересно, где этот предел ухудшения, после которого часть респондентов изменит свое мнение.

Упомянутый опрос был проведен в течение 6-8 мая, до последнего масштабного обстрела, и проблем с отключением, с которыми потом столкнулись потребители. То есть ухудшение электроснабжения уже началось.

Респонденты не знают, что тариф для населения убыточен, и те, кто его финансирует (Энергоатом и Укргидроэнерго), не имеют сейчас достаточно средств. Неоднократно приходилось встречать скопированный под копирку аргумент, что "повышение тарифа для населения не изменит ничего, ведь доля населения в общем потреблении невелика". Хочется сразу спросить: а что именно не изменит? Ведь речь идет прежде всего об убыточности тарифа…

Сторонники этого мнения в качестве аргумента приводят данные до полномасштабного вторжения. Но неадекватно сравнивать состояние энергосистемы тогда и сейчас. Потом следуют аргументы, что якобы нам ЕС дает 1,5 млрд евро ежемесячно на восстановление энергетики — очередная ложь.

Кстати, почему-то нет таких протестов из-за тарифов на мобильную связь и интернет…

Конечно, когда дойдет до повышения тарифа, правительство должно действовать совершенно прозрачно. Сегодня уже звучит число 4,5-5 грн за кВт∙ч. Здесь и власти, и потребителям следует понимать несколько важных вещей.

Во-первых, необходимо четкое обоснование нового тарифа. Нельзя просто озвучить число и тихонько принять постановление, а нужно предоставить полную информацию об обосновании.

Во-вторых, необходимо пересмотреть систему субсидий, чтобы защитить неплатежеспособных потребителей. Понятно, что новый тариф для части граждан станет существенным дополнительным бременем. И им нужно компенсировать этот рост за счет субсидий.

В-третьих, отключения и потребность в повышении тарифа не связаны. После просмотра тарифа отключения никуда не денутся. Они будут много месяцев, год, а то и два (с небольшими перерывами при умеренной погоде и потреблении, когда возникнут профициты). Новая генерация не построится ни через месяц, ни через полгода. А учитывая, сколько мы потеряли в результате обстрелов, строить нужно много и долго.

Поэтому все, кто считает, что отключение света — это только страшилка, чтобы повысить тариф, выдыхайте. От отключений мы не уйдем. А вот с убыточным тарифом неизвестно еще сколько протянем.