Отдавать электричество за границу, когда пол-Украины без света. Почему это не "зрада"
В последние дни интернет накрыла волна возмущений по поводу "продажи" украинской электроэнергии за границу в октябре-ноябре. Месседж прост, как нож: пока украинцы сидят без света, кто-то зарабатывает на самом ценном. Это неправда, хотя наше электричество действительно иногда перетекает европейцам. Как такое возможно?
В первый месяц российской агрессии Украина досрочно синхронизировалась с системой ENTSO-E, объединяющей европейских операторов систем передачи электроэнергии из 35 стран. А уже с 30 июня начала полноценный экспорт электричества, которого тогда генерировалось больше, чем нужно для внутреннего потребления. В частности, в августе европейцы (больше всех словаки и румыны) купили у нас 442 тыс. МВт-час (на $73 млн), а в сентябре — 418,5 тыс. МВт-час (на $150 млн).
На фоне дефицита энергоресурсов в Европе, наша страна имела рыночные перспективы и определенную техническую возможность еще больше нарастить экспорт электричества. Однако все планы сломала вражеская стратегия ракетных ударов по энергообъектам. Как объявили в Минэнерго, с 11 октября поставки электричества за границу прекратили "ради стабилизации собственной энергосистемы".
Но недавно нашлись блогеры, решившие "разоблачить измену", да еще и языком чисел. Оказывается, пока полстраны сидит без электричества из-за серии российских ударов, этот самый ценный ресурс… перетекает нашим соседям. В подтверждение приводятся скрины с сайта ENTSO-E. Например, 24 ноября, в день после самых разрушительных обстрелов, Украина отдавала Румынии десятки и сотни мегаватт каждый час.
Что здесь не так? Это — перетоки, но не экспорт.
Искатели "зрады", не очень понимающие специфику сферы, фиксируют физические объемы "пересекшей" границу электроэнергии и, по аналогии с обычными товарами, относят все это к экспортным продажам. Но на самом деле о коммерческих поставках речь не идет и в соответствующей вкладке на сайте ENTSO-E одни нули.
Следовательно, фейк легко опровергнуть. Но стоит объяснить, почему так происходит.
Энергетическая система должна быть сбалансирована: генерация равна потреблению. В Украине об этом заботится "Укрэнерго" и собственно ENTSO-E, частью которой мы недавно стали. В нормальной жизни это рутинная практика: в системе есть мощности (ТЭС, ТЭЦ, ГЭС), которые увеличивают или уменьшают выдачу тока в зависимости от изменения спроса в течение суток (обычно потребление увеличивается утром и вечером). Оставшийся избыток электричества сливают за границу через интерконнекторы, потому что ток не "замечает" политических границ, а украинская энергосистема — часть европейской, которая также должна балансироваться.
Итак, когда в условиях перекрытия коммерческого экспорта фиксируются физические перетоки в Румынию, Молдову, Словакию, Венгрию или Польшу, то это означает, что в соответствующие дни и часы в приграничных регионах Украины электричества в сети больше, чем возможностей его потребления (бывает и наоборот, когда "лишний" для соседей ток течет к нам). А резко снизить генерацию при этом невозможно или нецелесообразно, потому что станции не останавливаются мгновенно.
Хороший вопрос: почему в Украине где-то появляется избыток электроэнергии, когда миллионы людей сидят без света? Дело в том, что генерация и потребление слаженно балансируются, когда правильно работает система распределения. Но россияне уничтожают подстанции, потому внутренние поставки частично блокируются. В такой ситуации какие-то районы обесточиваются — с этим все понятно. Но в других возникает избыток генерации. Известно, что после атаки 23 ноября даже пришлось экстренно останавливать АЭС, которые временно не могли выдавать ток в сеть. Другой вариант балансировки — сливать лишнее электричество за границу там, где это возможно. Так и возникают технологические перетоки в соседние европейские страны, которые фиксирует ENTSO-E и берут на вооружение украинские искатели "зрады".