От апокалипсиса к оптимизму. Будут ли зимой отключения света по 20 часов в день?

Украинцев ждет сложная зима. Но стоит ли фокусироваться на самом худшем сценарии?

Грядущая зима — всегда самая тяжелая / Getty Images

Сегодня многие обратили внимание на вышедшую в Politico статью. И даже не столько на саму статью, сколько на заголовок, описывающий совсем неприятный сценарий: в случае морозов -10 °С и выведения из строя АЭС нас будут ждать отключения света до 20 часов в сутки. Кто-то напрягся, а кто-то наоборот утешился, что припас генератор и несколько канистр дизеля…

На эту зиму озвучивалось очень много сценариев. Начиная с того, что отключений вообще не будет (в случае отсутствия обстрелов) до почти апокалиптических, что света не будет по 18—20 часов (если под атаку попадет инфраструктура АЭС). Назывались и сценарии, что отключения будут продолжаться до 8 часов в сутки (при условии серьезных обстрелов).

Я и сам говорил о том, что ход событий и атак может оказаться таким, что света не будет по 18 часов, а в отдельных районах он и вовсе может исчезнуть. Но это пессимистический сценарий. Поэтому сегодня я стану немного оптимистом и буду успокаивать.

Прежде всего, дать какой-то один прогноз на эту зиму просто нереально. Ведь ключевой фактор, определяющий наличие и масштабы графиков отключений, — это потери от вражеских обстрелов. А это будет зависеть от того, какую стратегию и тактику обстрелов выберет враг и насколько достаточно систем противовоздушной обороны будет у нас (а их, как всегда, не хватает).

Кроме того, важен фактор погоды. В прошлом году температура опускалась ниже отметки в -11 °С только однажды. И вообще зимы в последние два десятилетия очень умеренные. Поэтому есть шанс, что может повезти и в этом году.

Не следует удивляться активным обращениям западных СМИ к данной теме. В середине октября, перед началом зимы, западные журналисты, естественно, возвращаются к теме украинской энергетики и вопросу, как мы эту зиму пройдем. Конечно, повышаются шансы увидеть жуткие заголовки.

Однако на самом деле в наших интересах, чтобы западная аудитория получала месседж о разных сценариях зимы в Украине, в том числе и потенциально очень сложных. Ведь это может стать дополнительным аргументом для западного истеблишмента, чтобы больше помогать Украине, среди прочего — оказывать давление на российское руководство, чтобы предотвратить, например, обстрелы инфраструктуры АЭС. Это также важно для ускорения поставок систем ПВО, защищающих не только критическую инфраструктуру, но и гражданское население.

Так у нас сложилось, что самая тяжелая зима всегда та, которая вот-вот наступит. Надо понимать, что просто не будет. Но это не значит, что наступит апокалипсис и мы не доживем до весны.