Стереотипы и ботофермы. Почему украинцы недооценивают проблемы в энергосистеме

Украинцы порой преуменьшают потери, причиненные энергосистеме вражескими обстрелами, и не понимают, чем это угрожает

www.pexels.com

На прошлой неделе я написал текст, что нужно сделать на фоне катастрофических потерь в энергосистеме в результате масштабных обстрелов за последнюю декаду марта, чтобы более-менее подготовиться к следующей зиме. Напомню, что потери реально невиданные для энергосистемы. Враг изменил тактику ударов, причиняя большие разрушения, чем зимой 2022-2023 гг. Восстановление только ДнепроГЭС потребует двух лет. ДТЭК потерял 80% мощностей и оценивает необходимые ремонты в $230 млн — почти вдвое больше, чем по итогам зимы 2022-2023 гг., когда удары по энергетике были регулярными. Полностью разрушена Змиевская ТЭС Центрэнерго. В Харькове уничтожена практически вся критическая инфраструктура.

В то же время этот текст вызвал оживленную дискуссию в комментариях. Некоторые комментарии показали ошибки в понимании проблем и путей их решения. В известной степени это следствие стереотипов, которые нам насаждали годами политики-популисты, а в определенной степени — когнитивное искажение "если у меня есть свет, то значит проблема преувеличена". Кроме того, конечно, нельзя списывать со счетов ботов-комментаторов, которые работают на врага и являются частью российской кампании по дезинформации. Однако отсутствие видимых проблем (отключений) в большинстве регионов не означает отсутствия проблем в энергосистеме. Именно солнечные электростанции днем и импорт после обеда позволяют избегать ограничений электроснабжения в большинстве регионов страны сегодня.

Некоторые с пеной у рта отстаивают необходимость запрета экспорта электроэнергии. Проблема в том, что у нас нет достаточных мощностей аккумуляции (гидроаккумулирующих электростанций или батарей), чтобы неиспользованную электроэнергию, например, в полдень, перенести на вечер. И если в 12:00 солнечные электростанции производят рекордные объемы в таком количестве, которые в стране не нужно, то что с ним делать? Ограничивать генерацию? Конечно, можно было бы больше потреблять в полдень и меньше в период с 17 до 22 часов. Но ведь это должны делать сами потребители. Точно так же, как и бережливее использовать электричество вечером.

Например, на сегодня — 8 апреля, на первую половину дня запланирован экспорт (с 10:00 до 17:00), а на вторую половину (с 17:00 до 23:00) — импорт. Если запретить экспорт излишка днем, что тогда? Кто от этого выигрывает?

Более того, в результате обстрелов может произойти вроде бы парадоксальная ситуация, когда в одних регионах будет дефицит и необходимость введения графиков отключений, а в других — профицит. А профицит влечет или экспорт, или команду диспетчера производителям остановить производство. Возможность покрытия спроса во всех регионах определяется наличием достаточных мощностей генерации и отсутствию узких мест в системе передачи электроэнергии для доставки нужных объемов энергии в каждый регион. Именно из-за разрушения генерации и подстанций системы передачи некоторые прифротновые области сегодня испытывают существенный дефицит. Именно поэтому сегодня в Харьковской области действуют ограничения для бытовых и промышленных потребителей, на Криворожье — для промышленных. Поэтому на прошлой неделе вечером ограничивали потребление в Днепропетровской, Запорожской, Кировоградской, Полтавской, Сумской областях.

Ситуация, когда в каких-то областях дефицит и отключение, а в остальных профицит и экспорт, довольно неприятная. И это очень благоприятная почва для российских ботоферм, разгоняющих "зраду". Кто-то в очередной раз начнет показывать таблицы с объемами системных перетоков, выдавая их за экспорт и умалчивая, что сумма этих перетоков в смежных энергосистемах в конечном счете равна нулю.

А кто-то считает, что национализация может решить все проблемы. Видимо, соскучились по коммунизму. И, очевидно, не знают примеров глубокой неэффективности многих государственных предприятий в Украине, в том числе и в энергетическом секторе.