• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Деревенская неоготика с привкусом пива. Чем удивляет Новое Поречье

Во времена, когда российские бомбы и ракеты регулярно "прилетают" в мирные кварталы, а шокирующие новости превратились в привычный (к сожалению) информационный фон, есть неотложная потребность немного отвлечься на что-то положительное. Именно поэтому "ДС" решила рассказать о небольшом, очень симпатичном и чрезвычайно интересном селе Новое Поречье на Хмельнитчине

Новое Поречье
Реклама на dsnews.ua
Дворец в Новом Поречье. Наполеон Орда. Около 1880г.
Дворец в Новом Поречье. Наполеон Орда. Около 1880г.

Имя польско-белорусского художника и путешественника Наполеона Орды (1807-1883) хорошо известно каждому, кто хоть немного интересуется историей городов и сел Правобережной Украины. Благодаря его титаническому труду мы не только имеем представление, как выглядели наши города и села во второй половине XIX века, но и какими были храмы, замки, дворцы и другие сооружения, исчезнувшие в пламени бурного ХХ века.

Нарисовать подробную картину — не кнопку фотоаппарата нажать. Поэтому странствующий художник обычно ограничивался лишь одной акварелью из каждого посещенного места. То, что Наполеон Орда посвятил Новому Поречью сразу две свои работы красноречиво свидетельствует — это село непростое.

Панорама с. Нов. Поречье. Наполеон Орда
Панорама с. Нов. Поречье. Наполеон Орда. Слева видна "Рогатая школа". На переднем плане – пивоваренная

Главное внимание Орды привлек роскошный дворцовый комплекс, принадлежавший шляхтичам Скибневским, который без малейшего преувеличения называли "Подольским Версалем".

Орда был не первым художником которого привлекли живописные пейзажи Поречья. Перед ним здесь побывал известный польский художник Франтишек Вастковский. О его акварели мы знаем благодаря медериту Михала Ключевского.

нов. Поречье. Медьорит Михала Ключевского по акварели Францишка Вастковского (1874).
нов. Поречье. Медьорит Михала Ключевского по акварели Францишка Вастковского (1874).
Реклама на dsnews.ua

Увековеченная Ордой красота власти коммунистов не пережила, но кое-что от старого наследия в Поречье все же осталось. Как и отличная природа и невероятной красоты пейзажи.

Поречанский пейзаж
Поречанский пейзаж

Село в 1762 г. основал магнат Ян Якуб Замойский. Когда он отдал свою дочь Урсулу за великого коронного маршалка Михала Мнишка, Новое Поречье отошло к нему как приданое. Новые хозяева в деревне появлялись нечасто. Ибо какой беды прозябать в глухом подольском селе (пусть и чрезвычайно живописном), когда можно неплохо скоротать время где-нибудь в Варшаве, Кракове или Париже? Несмотря на это, дворцовый комплекс в Новом Поречье, вероятно, начали возводить именно Мнишки. Это, в частности, ярко свидетельствует об огромных размерах дворцового кирпича, характерного именно для конца XVIII века. Не исключено, что "старый" (неоготический) дворец – относительно небольшой дом с высокой башней рядом, поставили еще Замойские.

"Рогатая школа". Фотография начала лета 2022 г.
"Рогатая школа". Фотография начала лета 2022 г. Справа – печальное свидетельство войны – инверсионный след российской ракеты, которая на момент съемок ударила в нескольких километрах

Представление о том, как выглядел дворец во времена Мнишков можно составить по так называемой "Рогатой школе". Она, кстати, присутствует и на одной из акварелей Орды, и на медироте Михаила Ключевского.

Школой это сооружение стало в послереволюционные времена, а с самого начала использовалось под заезд (гостиницу). Если почтенное приезжающее в гости панство останавливалось во дворце, то сопровождающие их посполитые — в заезде. По другой версии, здесь жил управляющий имением.

Рядом с "Рогатой школой" можно увидеть руины каретовни. Каретовню тоже поставили в неоготическом стиле. Руины красивы и очень романтичны, но сфотографировать их невозможно из-за густых зарослей.

руины каретовни
Каретовня прячется среди деревьев и кустарников

Дальше стояла барская конюшня – говорят тоже неоготическая, но до настоящего времени она не дошла. Зато почти полностью сохранился домик "придворного" пасечника с погребом, где на зиму прятали ульи с пчелами. Сейчас здесь хрюкают деревенские поросята.

Погреб для ульев напоминает руины часовни
Погреб для ульев напоминает руины часовни

К большому сожалению, верхняя надстройка погребов тоже уничтожена. Если не знать, что это – можно подумать, что перед тобой фрагмент разрушенной неоготической римско-католической часовни. Особенно поражает стрельчатое готическое псевдоокно, где кирпичная кладка имитирует остекленное небольшими стеклами настоящее. Здесь использованы как обычный кирпич, так и очень тоненькие плоские кирпичи. Как все умудрились выложить древние каменщики – для автора загадка.

Кирпичная кладка, имитирующая остекленное окно
Кирпичная кладка, имитирующая остекленное окно

Служебные неоготические сооружения (заезд, каретовня, конюшня, погреб пчеловода, возможно еще что-то) образовывали целую улочку, простирающуюся вдоль края холма.

В архитектурные вылупушки помещики Поречья (вероятно еще Мнишки) уложились не просто так. Не верхушке соседнего холма стоял дворцовый комплекс и неоготическая улочка была украшением пейзажа. А что? Очень гордо! Сидишь себе на балконе или террасе, пьешь кофе и любуешься пейзажем, который будто перенесся на Подолье из Франции или Германии.

На верхушке этого холма стоял дворец
На верхушке этого холма стоял дворец

В 1830 году Новое Поречье купил Виктор Николай Скибневский, шляхтич герба "Шлеповрон". Это был довольно увлекательный персонаж. В отличие от магнатов Мнишков или Замойских, которые по праву рождения унаследовали немалое состояние, приобретенное предками, Скибневский когда-то получил лишь половину небольшого села Нижние Волковцы.

Виктор Скибневский
Виктор Скибневский

Благодаря огромному трудолюбию и предпринимательскому таланту он впоследствии стал одним из богатейших землевладельцев Подолья. К моменту смерти Виктор Скибневский владел 32 тысячами моргов (18 тысячами гектаров) земли.

Поговаривают, что здесь не обошлось без откровенной коррупции — ведь шляхтич занимал должность председателя мировых и межевых судов Проскуровского уезда. То есть, был официальным арбитром в земельных, бизнесовых и финансовых спорах. Впрочем, переносить печальные реалии современной Украины на первую половину XIX века не стоит. Разборки "за предел" шли между равными аристократами. В этой ситуации даже единственное неправомерное решение выбросило бы судью на маргинес общества, не говоря уже о возможности быть застреленным на дуэли.

Но служебное положение все же сыграло немаловажную роль, должность открывала много дверей и давала немало полезных знакомств.

Путь к месту, где стоял дворец, сегодня выглядит так
Путь к месту, где стоял дворец, сегодня выглядит так

Кто именно из Скибневских возвел "новый", в стиле классицизма, дворец точно не известно. По одной из версий, еще Виктор. За другой – его сын Генрих, который в 1859 г. унаследовал Поречье после смерти отца (всего у него было шесть сыновей и две дочери).

Создание дворцового ландшафтного парка приписывают знаменитому шотландскому садоводу Дионисию Миклеру, также известному как Денис Макклер (1762-1853), который заложил немало парков на Подолье и Волыни. Достаточно вероятна версия – в парке немало деревьев в возрасте 150-200 лет, да и рука мастера прослеживается. Парк хоть и одичал, но хорошо сохранился до сих пор.

Аллея старого парка. Справа заросшее травой футбольное поле
Аллея старого парка. Справа заросшее травой футбольное поле

Как того и требовалось в "Интернационале", дворцовый комплекс "до основания" уничтожили после революции. Однако после с построением "нового мира" не сложилось. На месте "Подольского Версаля" смогли организовать только площадку для игры в футбол.

Все, что осталось от "Подольского Версаля"
Все, что осталось от "Подольского Версаля"

Зато во всей красе и величии уцелел "Великий Подольский Мур", достигающий нескольких километров в длину и полностью опоясывающий "дворцовую" гору. Его высота от полуметра (со стороны поля) и до 3-х метров – со стороны долины Тростянки. Хотя на стену давит огромный объем почвы малейшего намека на разрушение нет – сделан на совесть. Лишь в одном месте видим обвал, но здесь "поработали" корни гигантских елей.

Подольская стена и парковые ели
Подольская стена и парковые ели

Как рассказал руководитель отдела культуры, национальностей, религий и туризма Городокского городского совета Олег Федоров, существуют предания, что строительство этого немалого сооружения велось руками каторжников:

"Виктор Скибневский был чрезвычайно жадный, — говорит Федоров. — Поэтому, пользуясь связями мирового судьи, нанял за какую-то символическую сумму у казны каторжан. Это была практически бесплатная рабочая сила, работавшая за кое-какую еду. На еде он тоже экономил, поэтому многие узники умирали от тяжелого труда и недоедания. Несчастных закапывали сразу под стеной. Почти как в случае с Большой китайской стеной, которая стала кладбищем для его строителей".

Большая подольская стена
Большая подольская стена

Из дворцового наследия уцелел и небольшой двухарочный мостик, по которому когда-то проходила парадная дорога в "Версаль". Он довольно симпатичен, как и все подобные сооружения, только заснять его трудно – вокруг кусты и самосеянные деревца.

Мостик прячется в кустарниках
Мостик прячется в кустарниках

Однако это ненадолго. Как сообщил корреспонденту "ДС" Олег Федоров, в рамках проекта развития туристического потенциала общины его планируется выпутать из кустарников и сделать одним из пунктов туристического маршрута Городоччиной. Собственно это должны были сделать еще в этом году, но после полномасштабного вторжения стало не до того. Все усилия работников культуры общины сосредоточены на помощи многочисленным беженцам (через Городок прошли тысячи эвакуированных, а сотни осели здесь надолго).

Пивные этикетки поречанской пивоварни
Пивные этикетки поречанской пивоварни

Кроме величественного дворца, Новое Поречье славилось еще и пивом. Местная пивоварня была одной из самых мощных на Подолье (больше была только Винницкая) и поставляла продукцию в крупнейшие города Империи и даже за ее границы. Популярностью местное пиво было обязано необычайно вкусной местной воде.

Пивоварню в 1876 г. возвел Генрик Скибневский. Правда, уже в следующем году свои новопоричанские имения он продал российской графине Екатерине Игнатьевой (правнучке фельдмаршала Кутузова, того же, который так уместно сдал Москву Наполеону).

Пивные бутылки времен В.Лемберга, пивная пробка с графской короной времен графини Игнатьевой и штамм винокурни Г. Скибневского (зеркально развернут для удобства) на фоне погреба
Пивные бутылки времен В.Лемберга, пивная пробка с графской короной времен графини Игнатьевой и штамм винокурни Г. Скибневского (зеркально развернут для удобства) на фоне погреба

Графиня хозяйством не беспокоилась и сразу же сдала пивоварню в аренду Леону Кляве. Леон Генрихович был известным на все Подолье пивоваром. Впоследствии, заработав в Новом Поречье стартовый капитал, он построил пивоваренный завод в Проскурове (теперь Хмельницкий). Сейчас это небезызвестное предприятие "Хмельпиво".

Пивоваренный лех
Лех пивоваренный

С 1909 года пивоварней владел херсонский адвокат Тимчинский, а ее арендатором был В. Лэмберг, который в честь своей фамилии украсил бутылки изображением льва, оседлавшего пивной бочонок. Правда животное получилось больше похожим на обезьяну. Тогда при 46 рабочих пивоварня ежегодно производила пива на 85 000 рублей. Для сравнения: месячное жалованье учителя в школе составляло 25 рублей, а в гимназии – 85 рублей.

Вход в погреб
Вход в погреб

Пивоварня проработала до августа 1914 г. – с началом войны на всей территории Российской империи ввели "сухой закон" и пиво попало под запрет. Затем в пореволюционные годы ее разграбили, а пустые корпуса растащили на стройматериалы хозяйственные подоляне.

Погреба пивоваренная — готовая декорация для приключенческих кинолент
Погреба пивоваренная — готовая декорация для приключенческих кинолент

От мощного производства уцелели лишь огромные, размером с тоннель метро погреба, напоминающие руины какого-то давнего замка. Туристы от них в восторге.

Конечно, Новое Поречье сложно поставить на одни весы с такими туристическими "динозаврами" Хмельнитчины, как Каменец, Меджибож, Самчики или Малиевцы. Но во "втором дивизионе" село вполне способно сразиться за первенство — и это не просто слова. Автор, в частности, является одновременно еще и туристическим гидом по Подолью и неоднократно привозил в Поречье группы из разных уголков Украины. Ни один из туристов еще не пожалел, что потратил время и деньги на это путешествие.

Поречанская собака
Даже поречанские собачки приходят полюбоваться местными пейзажами

Туристический потенциал села понимают и в местной общине.

"Новое Поречье одно из самых интересных и наиболее туристически привлекательных сел нашей общины, — говорит председатель Городокской ОТГ Неонила Андрейчук. — Однако туристы здесь достаточно экзотические гости. Но надеюсь, что вскоре ситуация изменится.

На это село у нас большие планы. В частности, на базе "Рогатой школы" мы планируем создать культурно-туристический центр с небольшой "зеленой" гостиницей. Также планируем превратить Поречье в место проведения фестивалей. Учитывая историю села, здесь уместно проводить мероприятия, связанные с украино-польской культурой. Тем более что у нас очень большое польское общество. Напрашивается идея фестивалей пива. Она лежит на поверхности. Ведь Новое Поречье это фактически родина современного подольского пивоварения. Но это уже после победы. Вообще было бы неплохо возобновить здесь пивоварение. Вода здесь замечательная! Большое предприятие вряд ли, но открыть небольшую крафтовую пивоварню – вполне реально. Это даст и рабочие места и поступления в бюджет".

Новое Поречье
Кто пробовал воду из местных колодцев понимает, почему поречанское пиво славилось на все Подолье.

Как сообщила Неонила Андрейчук, в рамках превращения Поречья в туристический объект планируется навести порядок в уникальном парке, потому что пока местами он больше напоминает партизанский лес.

Конечно, Новое Поречье — это не разнообразный и переполненный достопримечательностями Каменец-Подольский, который вполне может быть самодостаточным и единственным пунктом туристического маршрута. Экс-столицу подольского пивоварения стоит посещать только в рамках комплексного тура. Для любителей путешествий "нераскрученными" уголками Украины (там, где нет толп туристов, продавцов магнитиков и шашлыков) Новое Поречье может стать цветком в целом букете интересных и непопсовых мест. В частности, только в радиусе 20 минут на авто от Поречья есть с. Сутковцы с удивительной церковью-крепостью, с. Кочки с самым большим водопадом Хмельницкой области, древними мельницами, "Турецким мостом" и вкусной колбасой,

водопад "Шум"
В десятке километров от Н.Поречья в с. Кочки находится водопад "Шум" — самый большой в Хмельницкой обл.

село Черноводы с мельницами, прудами и уникальными источниками, с. Мудроголовцы с спрятанным среди скал романтическим "Бешеной мельницей", город Городок с новейшим инновационным музеем ("G-museum"), поселок Сатанов с замком, самыми красивыми в Украине средневеково-ренессансными городскими воротами, оборонной синагогой XVI в., уникальным еврейским некрополем XVI-ХХ веков, действующей водяной мельницей середины XIX века (последней таковой в Хмельницкой обл.) и т.д. А еще совсем рядом проходит Товтрский кряж с очень красивыми горами. Так что планы Городокской ОТГ на превращение Поречья в "туристическую Мекку" выглядят вполне реальными.

    Реклама на dsnews.ua