Силы медийных операций. Зачем Беларусь собирает войска и при чем здесь словацкий диктатор
Беларусь остается соучастником российской агрессии против Украины и игра мышцами — элемент этого соучастия
Исторические параллели всегда грешат неточностями и передергиваниями. Это в большей степени "да, но", чем "определенно да". Учитывая эту оговорку и уже привычное сравнение Путина с Гитлером, стоит отметить, что эта параллель ломается уже на вопросе о союзниках: у российского фюрера нет дуче. И попытки поставить на эту роль Лукашенко – незаслуженная честь для него и незаслуженное оскорбление для Муссолини.
За ближайший аналог Лукашенко среди государственных деятелей Второй Мировой (помня об оговорке) стоит признать президента Словацкой Республики отца Йозефа Тисо. Тем более что государство, которым он руководил – первый опыт суверенитета словацкого народа – по воле обстоятельств стало первым союзником Третьего Рейха еще накануне Польской кампании.
Просто подставьте название государства: … предоставила агрессору свои аэродромы, откуда наносились удары по целям на соседских территориях, объекты военной инфраструктуры, логистические мощности, железнодорожную и автодорожную сети, склады горюче-смазочных материалов, обеспечила оперативный обмен разведывательной информацией. Продолжим. Многие граждане не понимали анти… политики своего правительства. Боевой дух некоторых подразделений был очень низким, а порой и откровенно антивоенным. Тем не менее, государственные учреждения явно поддерживали агрессию. Да-да, это все равно касается и Словакии в 1939 году, и Беларуси в 2022 году.
И для полноты картины вот вам пара цитат. Вот пассаж из приказа тогдашнего министра обороны Словакии Фердинанда Чатлоша: "Мы поддерживаем союзную немецкую армию, которая в этот решающий момент приходит на защиту независимости и территориальной целостности молодого словацкого государства – от польской угрозы". А это Александр Лукашенко в программе Соловьева: "Если они [Украина] начнут сражаться против нас или против России, значит, и мы будем воевать".
Впрочем, и заявлений о польской угрозе (а также литовской, натовской, американской) Минск не жалеет. Взять хоть сегодняшнее заявление начальника Генштаба ВС Беларуси генерал-майора Виктора Гулевича: "США и их союзники продолжают наращивать военное присутствие у государственных границ Республики Беларусь… Появление в акватории Средиземного и Балтийского морей группировки, несущей крылатые ракеты морского базирования, увеличение авиационной группировки в Польше и странах Балтии свидетельствует о нарастающей угрозе для Республики Беларусь… Созданная Вооруженными Силами Украины группировка на Южном операционном направлении тоже требует от нас реакции".
Диктатор Тисо оправдывал агрессию против Польши ее участием в разделе Чехословакии – и в предвоенные месяцы в Словакии шла мощная антипольская пропагандистская накачка. Диктатор Лукашенко оправдывал агрессию против Украины ее участием в "антироссийских" проектах Запада – и в предвоенные месяцы в Беларуси шла мощная антиукраинская пропагандистская накачка. Причем в обоих случаях использовались те же штампы: "превосходство", "безумие", "провокации", "агрессивные заявления" и т.д. В обоих случаях имел место ряд пограничных инцидентов и провокаций накануне войны.
По состоянию на сегодняшний день принципиальная разница здесь, пожалуй, одна: Тисо дал немцам втянуть Словакию в масштабные боевые действия. Словацкие войска вместе с немецкими совершили массированное вторжение на территорию Польши. В конце концов, это завершилось существенным увеличением числа словаков в рядах антигитлеровской коалиции, поисками сепаратного мира, национальным восстанием – и переучреждением Чехословакии (уже под коммунистическими флагами). Сам же пастырь завершил жизненный путь в петле.
Вряд ли Лукашенко известны все эти перипетии, но имея звериное чутье, он до сих пор умудрялся избегать отправки сколько-нибудь значимых формирований на территорию Украины.
И похоже, что так будет и дальше – несмотря на то, что в последнее время телеграмм-каналами и соцсетями снова распространяется информация о том, что под давлением Кремля Беларусь готовится к вторжению в Украину. Здесь следует понимать, что эта подготовка может продолжаться до нового пришествия. Военные всегда мыслят потенциалами, а маневры всегда содержат элементы театральности и взаимности. Так что, будучи союзником РФ, Беларусь должна реагировать на военные учения НАТО Defender Europe 2022, которые стартовали 1 мая в девяти странах региона, и демонстрировать какую-никакую готовность ответить. Слово Лукашенко: "Мы же реалисты понимаем, что победить НАТО нам не удастся. А вот вред нанести, особенно тем территориям, с которых нас будут атаковать, — у нас это оружие все есть". Это во-первых.
Во-вторых, развертывание сил спецопераций на границе с Украиной, о котором также отрапортовало МО Беларуси, это тоже в определенной степени спектакль. Начать с того, что численность ССО в РБ составляет неполных 6 тыс. человек, и использовать их во фронтальных боях – это все равно что скальпелем рубить Беловежскую пущу. Их, конечно, могут использовать для рейдов и перерезания коммуникаций – прежде всего трасс, по которым идут поставки оружия, гуманитарной и другой помощи. Но к ним еще нужно добраться, определенное время продержаться и отойти. В нынешних обстоятельствах это самоубийственные миссии, о чем хорошо известно и белорусскому командованию, и – что хуже – личному составу. А главное – учитывая разветвленность, перерезать эти коммуникации на ощутимо долгое время сил не хватит.
Функция этого развертывания другая – заставить украинские войска, защищающие границу с Беларусью, оставаться на местах, не позволить нарастить резервы на юге и Донбассе. Это типичная информационно-психологическая операция.
В-третьих, в последнее время Лукашенко демонстрирует явное стремление "соскочить". Конечно, в своих публичных заявлениях он не может позволить себе намеков на сепаратный мир, как не сможет выполнить его условия без риска потерять все, включая жизнь. Но заявления вроде недавних "спецоперация затянулась", "Беларусь не собирается участвовать в российской спецоперации", "мы никому не угрожаем", "все, что Беларусь могла и может предложить России, у нее есть" и т.д. – выглядят как признаки очередного падения лояльности Кремлю. А Путин сейчас не в том состоянии, чтобы слишком сильно прессовать хоть и склонного к измене, но единственного союзника (забавно, но такие же расклады были и между Гитлером и Тисо в 1939).
В то же время следует отметить: Беларусь остается соучастником российской агрессии против Украины. Она продолжает предоставлять свои логистические услуги и территорию для ракетных и авиаударов по нашей инфраструктуре, а белорусские военные все еще могут быть привлечены к масштабным операциям в интересах Русского Рейха. Вот только насчет петли — в отличие от словацкого "клирофашиста", белорусскому "склерофашисту" он вряд ли угрожает: нынешние трибуналы в цивилизованном мире практикуют другие виды наказаний.