Сериальная демократия. Почему возвращение/невозвращение Порошенко не имеет большого значения

Сейчас у Зеленского сложилось уникальное окно возможностей: из-за вероятной российской агрессии он может на внутреннем поле делать почти все. И этим всем для него сегодня является домашний арест Порошенко.

Петр Порошенко и Владимир Зеленский

Предпосылки

Владимир Зеленский глубоко и искренне ненавидит Порошенко. И то, что до сих пор Порошенко на свободе — говорит лишь о низкой институциональной способности силовиков. Но сейчас украинская Фемида как никогда близка к тому, чтобы принять судебное решение о домашнем аресте Порошенко (его теоретически не могут "закрыть", если в этом деле его "подельник" Медведчук под домашним арестом).

Я не хочу вдаваться в фабулу подозрения, как минимум из-за того, что это только фабула, но здесь стоит обратить внимание на несколько важных аспектов.

  • Слить подозрение в СМИ могли только представители власти. И это подозрение является частью пиар-кампании. Слив этого подозрения – умышленный.
  • Виновными должны быть признаны Порошенко и Медведчук, которые должны перед следующими выборами вместе, сидя в одной клетке, получить приговор.

Юридический аспект

Анализ подозрения сразу показывает несколько слабых мест.

  • Пока неясно, как и каким образом произошел сговор Медвелчука-Порошенко. Термин "при неопределенных обстоятельствах", конечно, возможен, но доказать сговор будет крайне сложно.
  • История с СНБО, который де-факто, по мнению следствия, остановил уголь из ЮАР и дал зеленый свет углю из "ЛДНР", крайне сложно переводится в обвинение. До сих пор ничего подобного с решениями коллективных органов мы не видели. Потому доказать, что Порошенко заставил всю СНБО проголосовать за это решение, будет невероятно сложно.
  • Нас ждет долгая волокита с экспертизами угля из ЮАР, а насколько я помню, тогда говорилось о том, что все образцы угля "были уничтожены", то есть сгорели в котлах, и именно таким образом были сделаны соответствующие экспертизы.
  • По договоренностяя на неподконтрольной территории вообще будет сложно что-либо доказывать.

Как результат, нас ждет очень долгий процесс. Напоминаю всем, что при совершенно иной полноте власти суд Януковича над Тимошенко длился год.

Перспективы

Желание посадить Порошенко является одним из главных у действующей власти. И потому вероятность того, что сейчас Порошенко удастся договориться о международной поддержке, крайне низка. Это базовый момент, который мы должны понимать, когда мы пытаемся анализировать ситуацию. И еще раз повторюсь, сейчас у Зеленского есть уникальное окно возможностей для этого: европейцам и США более важны внешние шаги Украины по поводу прямых переговоров с ОРДЛО, чем внутренняя ситуация. Это не может не понимать и команда Порошенко.

Сейчас перед Порошенко сложный выбор: вернуться и сесть под домашний арест с перспективой реального приговора или не возвращаться и пробовать навязать игру "невинной жертвы". Однозначного ответа здесь нет. Все эти высокопарные истории о том, что украинцы не прощают трусов, как писали уже некоторые СМИ, я сразу отвергну, потому что пример того же Януковича показывает, как полстраны преданно голосовало за ссыкуна. И, между прочим, можно по-разному относиться к Порошенко, но никто никогда еще не ставил под сомнение его бойцовский характер.

Итак, на какие базовые вещи нужно прежде всего обратить внимание:

Приговор Медведчуку и Порошенко рассматривается сейчас не только как моральная сатисфакция, но и часть большой предвыборной кампании

Развитие этой ситуации будет зависеть исключительно от системы информационной защиты, которую будет строить Порошенко. У него нет сейчас естественных союзников, и рассчитывать он может только на себя. На первый взгляд, его союзником мог бы стать Ахметов, но у последнего есть пул игроков, которые уже видят, как они повторят историю "вынужденная смена лидера оппозиции", которая была суперудачной после ареста Тимошенко.

Немногие сейчас задумываются, но вокруг медиахолдинга Томаша Фиалы предпринимается попытка создать новый кружок "Самопомич-3" (первая была собственностью Садового, потом все объединились вокруг Вакарчука, теперь предпринимается попытка объединить еврооптимистов вокруг "Украинской правды"). Это также естественные конкуренты Порошенко, и именно они активнее всего будут пытаться забрать нишу этого электората, используя высокопарную болтовню о демократии и торговле на крови.

Принуждение Украины к переговорам с ОРДЛО (обострение боевых действий), а также проблемы в энергетике станут причиной жесткой критики Зеленского со стороны большинства политических игроков в стране, для которых ключевым вопросом является политическая власть, а не консенсус ради сохранения государства (принцип "ослабим Зеленского, а потом разберемся" будет доминирующим). Момент, когда можно и нужно было объединить элиты и навязать игру в единый голос, Зеленский практически потерял (и это его ключевая ошибка, по моему мнению). Наш старый идиотический принцип, что переговоры – это слабость, становится ключевой угрозой для нас в 2022 году. Мы выходим на внешний мир, сражаясь внутри.

Выводы

1. Возвращение или невозвращение Порошенко, на самом деле, вторично для всех нас, хотя телевизионная картинка будет говорить о другом. После провала идеи с сериалом "Переворот" Офис президента начинает сериал "Домашний арест Порошенко". И, между прочим, в следующем году у нас не будет одного сериала, как это было с СНБО в 2021 году. Будет много разных минисериалов. И "Арест Порошенко" — один из них.

2. К сожалению, ключевая проблема – диалог со страной о самых сложных проблемах нашей жизни – будет отсутствовать. Избирательная кампания, де-факто, стартовала задолго до выборов и даже задолго до определения правил игры, по которым будут проходить выборы. Все дальнейшие шаги всех актеров будут исключительно предвыборными и будут приняты в режиме финальной стадии избирательной кампании. К сожалению, это напряжение будет утомлять общество и загонять его в пассивный протест против всех (активный протест в виде предыдущих майданов сейчас практически невозможен).

3. К сожалению, у 2022 года есть все шансы стать годом упущенных возможностей для государства. Сериальная демократия окончательно становится господствующей идеологией.