• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Разорвать порочный круг. Как евроинтеграция изменит украинскую энергетику

На прошлой неделе ENTSO-E приняла решение о полноправном членстве "Укрэнерго", а Европейский Совет дал старт переговорам с Украиной о вступлении в ЕС. Что это значит для нашей энергетики?

Фото: www.izmail-rada.od.gov.ua
Фото: www.izmail-rada.od.gov.ua
Реклама на dsnews.ua

Теперь Национальная энергетическая компания "Укрэнерго" становится равноправным участником сообщества европейских системных операторов. Правда, у нее есть черта, не присущая европейским операторам: на рынке накопилось 60 млрд грн долгов перед НЭК. Это даже не парадокс, это просто угроза, когда отвечающая за работу энергосистемы компания недофинансирована.

Однако в тот же день произошло и другое важное событие, которое поможет решить долговую проблему в будущем — Европейский Совет принял решение о начале переговоров с Украиной относительно вступления в ЕС. Нам будут предъявлены требования гармонизации законодательства с нормами ЕС. Это касается и энергетики и внедрения в Украине европейского энергетического регулирования. А здесь уже не будет простора для шахер-махер: мы либо вводим европейскую модель рынка и выполняем требование по вступлению, либо не вводим с соответствующими последствиями. И здесь, в частности, речь идет о нормальном либерализованном рынке, на котором не будут создаваться те долги, от которых сегодня страдают участники рынка. Да, некоторые члены ЕС иногда начинают манипулировать энергетическим регулированием в популистских целях. Только длится это недолго. И бывает не часто.

На 28 Всемирной климатической конференции страны, в том числе и экспортеры нефти и газа, впервые пришли к консенсусу по поводу отказа от ископаемого топлива. Участники обязались достичь углеродной нейтральности к 2050 г.

Здесь подтянулся и "Нафтогаз", объявив о начале разработки стратегии декарбонизации.

На самом деле, ключевые европейские компании давно уже разработали подобные документы (американские, к слову, здесь существенно отстают, ставя совсем другие цели и используя значительно более узкий набор возможных интересов). Но сразу вспоминается, что в 2019 г. тогдашний глава "Нафтогаза" Андрей Коболев даже презентовал новую стратегию компании, которая среди прочего предусматривала и достижение углеродной нейтральности к 2040 г. Впоследствии Коболев был уволен, а о стратегии и декарбонизации ничего не было слышно. Интересно было бы узнать, что со старой стратегией, чем новая будет отличаться от старой?.. Может, "Нафтогаз" кинулся в любимый "спорт" — написание и переписывание стратегий?

А сколько заявлений о декарбонизации было за последние три года… Это в очередной раз напомнило о дефиците у нас институциональной памяти. Мы пишем стратегию, она не выполняется, а мы пишем новую. Приход нового руководителя также означает новую политику и новые цели и документы. Мы начинаем реформу, через некоторое время делаем разворот на 180 градусов и объявляем такую же реформу… И так по кругу… Вот собственно подготовка к вступлению в ЕС способна разорвать этот круг. А как оно получится — покажет время.

    Реклама на dsnews.ua