О заявлениях Трампа и 100 днях Келлога

Когда мы говорим о Трампе, то должны помнить две важные вещи. Его переговорные принципы сводятся прежде всего к двум моментам: всем известной формуле "мир через эскалацию" и малоизвестной в наших широтах "стратегической неопределенности"

Дональд Трамп / Getty Images

Последняя формула предполагает, что Трамп в кармане держит одновременно все возможные варианты решения проблемы: от мирного соглашения до многолетней войны. Поэтому, когда мы слышим о Канаде, Панаме или Гренландии, мы должны помнить об этих двух переговорных формулах.

Отдельно я хочу отметить один, по-моему, принципиальный момент: озвученные Трампом требования — это идеальная, в его сегодняшней картине мира, победа. Но Трамп реалист — несмотря на то, что сейчас у него классическое ленинское "головокружение от успеха". Поэтому он прекрасно понимает, что идеальная картина мира — это не из реальности, а из не самых лучших фильмов Голливуда.

Таким образом, сейчас период эскалации перед переговорами. Причем в каждом случае опции будут разными. Канаду никто присоединять даже не собирается, Панаме грозят госпереворотом, а Дании предлагают побыстрее отпустить Гренландию "на свободу". Но еще раз повторюсь: это только первая фаза переговоров. Которая, конечно, может затянуться. Но все выглядит так, что она не будет отнимать ни больших финансовых, ни больших человеческих ресурсов. Это очень важно.

Я не готов говорить о футурологии и о том, чем это все завершится, потому что я здесь не специалист. По моему неэкспертному мнению, точно никакой большой войны не будет. И с большой долей вероятности Трамп добьется своего. Но, конечно, не столь идеально, как это было сказано на пресс-конференции. Но что мы точно понимаем, так это то, что все эти вещи — начало экономической конфронтации с Китаем и эскалационное начало переговоров с Поднебесной о будущих правилах игры. Какими будут эти правила, пока, мне кажется, не знает никто.

А теперь самое важное для нас: о 100 днях Келлога или 180 днях на переговоры Трамп-Путин. Судя по всему, в команде Трампа нет альтернативы плану Келлога, по меньшей мере на сегодняшний день. И переговоры будут вестись, исходя именно из его базовых положений: невступление Украины в НАТО, разграничение по линии фронта и буферная зона. Плюс, насколько можно судить по определенным косвенным вещам — скорые выборы в Украине. Эта формула вообще не устраивает россиян, которые демонстрируют полное нежелание переговоров. Но пока мы можем понимать лишь то, что это единственный план Трампа, и пока нет другого, он будет продавливать именно его, хотя и применяя принцип стратегической неопределенности.

Какая должна быть позиция Украины? Боюсь, что сейчас для нас лучшая позиция — идти в фарватере плана Трампа, очертив красные линии, недопустимые для нас.