• USD 41.1
  • EUR 45.1
  • GBP 52.7
Спецпроекты

Скрытые риски для энергетики. Почему лето будет "горячим", а подготовка к будущей зиме — более сложной

Зима закончилась. И закончилась гораздо лучше, чем многие ожидали и опасались. Но весенне-летний период также полон рисков для энергетики

Весна может стать началом нового витка проблем в энергетике
Весна может стать началом нового витка проблем в энергетике / Getty Images
Реклама на dsnews.ua

На первый взгляд, зима прошла даже вообще легко и просто. Но это лишь впечатление, если не вдаваться в детали. Да, несмотря на обстрелы, масштабы отключений были минимальными по сравнению с возможным развитием событий. Выручала погода: к началу февраля мы жили в атипично теплых температурах. И хотя зимой часть объектов объединенной энергосистемы получила серьезные повреждения, особенно на левом берегу Днепра, нужно вспомнить, что в течение прошлого лета и осени была восстановлена значительная часть ранее поврежденных тепловых электростанций. И в какой-то мере дополнительные поставки систем ПВО помогали лучше защитить энергетические объекты и избежать коллапса.

Но часть обстрелов осталась незаметной для потребителей. Прежде всего, речь идет о повреждении газовой инфраструктуры. С конца января враг совершил четыре масштабных удара по газовым объектам, что привело к сокращению добычи. Мгновенно был начат импорт, чтобы закрыть потребности внутреннего рынка. Но потребитель этого не почувствовал. Впрочем, как и не чувствует, что газ импортируется по цене значительно выше, чем в платежках.

В некоторых случаях похожая ситуация складывалась и после обстрелов объединенной энергетической системы, например, когда атаки приводили к отключению в прифронтовых регионах. Да и сам факт, что сначала ограничивают электроснабжение для промышленных потребителей, тоже формирует иллюзорное чувство отсутствия проблем.

Это довольно опасно, потому что может привести к возмущению населения возможными проблемами в энергетике, ведь причинно-следственная связь между ударами по энергообъектам и перебоями в энергоснабжении в сознании многих людей нарушается.

Однако окончание зимы еще не означает, что можно выдохнуть. Во-первых, осенне-зимний период продолжается, и март может оказаться коварным — с короткими, но резкими похолоданиями. А во-вторых, как показал ушедший год, весной все может только начаться.

Весенне-летний период теперь не менее сложен, чем зима, и отнюдь не лишен вызовов. С одной стороны, будет расти солнечная генерация (однако она не решает проблему вечерних пиков). С другой стороны, весной атомные энергоблоки будут отправляться в планово-предупредительные ремонты, следовательно, уменьшится доступная мощность в энергосистеме. А значит в жаркие летние месяцы есть угроза возникновения дефицитов.

Однако обстрелы летом могут существенно усугубить ситуацию. К тому же непонятно, какую стратегию выберет враг и не будет ли очередной попытки принуждения к переговорам посредством обстрелов энергетической инфраструктуры. Неясно также, какова ситуация с запасами ракет для противовоздушной обороны.

Реклама на dsnews.ua

При этом возможности для ремонта оборудования, прежде всего генерации электроэнергии, постоянно сокращаются. Если в 2022-2023 гг. ремонты осуществлялись с использованием поврежденных украинских станций (так называемая каннибализация), то в прошлом году активно искали подержанное оборудование за рубежом, прежде всего для ремонта тепловых электростанций.

Теперь добавились проблемы с газом. В феврале враг начал наносить массированные удары по объектам газодобычи.

Ранее правительство и Нафтогаз ориентировались на то, что зиму будем проходить на газе собственной добычи. Нафтогаз два года подряд наращивал добычу, что усиливало веру в возможности самообеспечения газом и отказа от его импорта. Но обстрелы меняют все, и теперь полагаться только на собственную добычу уже не удастся, а нужно думать об организации импорта нужных объемов газа в нужные периоды.

Проблема и в том, что импортный газ существенно дороже, чем продается для регулируемого сегмента в Украине — для большого количества потребителей разных категорий газ субсидируется. В условиях, когда нам придется импортировать много недешевого газа, действующая сегодня модель регулируемых и заниженных цен окажется просто нежизнеспособной (к примеру, для отдельных категорий регулируемая цена может быть в 3–4 раза ниже стоимости импортного газа). Сразу возникает вопрос: а кто будет субсидировать низкую цену газа для многих категорий украинских потребителей, если цена импортного газа окажется значительно дороже? Свободных денег в экономике нет — в значительной степени мы зависим от внешней помощи и заимствований. А, как видим, есть риск сокращения международной помощи из-за изменения отношения новой администрации Белого дома. В прошедшие два года прайскэпы ограничивали импорт на рынке электроэнергии, создавая ситуацию, когда технические возможности для импорта есть, но самой электроэнергии не хватает. Точно с такой же ситуацией мы можем столкнуться с поставками газа через год.

Поэтому лето снова будет горячим временем — нужно будет решать большее количество проблем, готовясь к следующей зиме. И готовиться надо начинать уже сейчас.

Словом, окончание этой зимы — это лишь небольшой повод выдохнуть. Но никак не повод расслабляться, потому что лето может оказаться непростым, как это и было в прошлом году. А проблем в энергетике прибавилось. Поэтому нужно не только готовить энергосистему, но и работать над тем, чтобы запастись достаточными объемами газа. Тем более, что нет никакого понимания, будем ли мы заходить в следующую зиму под обстрелы.

    Реклама на dsnews.ua