Премии на $46 млн. За что в "Нафтогазе" заплатили Коболеву и компании
В 2018 г. в НАК "Нафтогаз Украины" решили премировать руководство на $46 млн и часть суммы раздали сразу. Поводом стал выигрыш одного дела против "Газпрома", хотя к тому времени он не уплатил ни копейки
Объясним ситуацию* через предысторию. С конца 2013 г. у "Нафтогаза" начинает формироваться задолженность за газ перед "Газпромом". С апреля 2014 г. "Нафтогаз" и "Газпром" спорят, какая сумма задолженности является справедливой. При этом "Нафтогаз" продолжает получать газ от "Газпрома".
По состоянию на середину июня 2014 г. такая задолженность, по заявлениям "Газпрома", составляет $5,3 млрд, а по данным "Нафтогаза" — $3,1 млрд. При этом "Газпром" заявляет, что готов к пересмотру долга "Нафтогаза" в сторону уменьшения — до $4,5 млрд (вопрос цены на газ).
"Газовый" арбитраж
16 июня 2014 г. "Газпром" и "Нафтогаз" практически одновременно обращаются в Стокгольмский арбитраж. "Газпром" требует взыскать с "Нафтогаза" $5,3 млрд, а "Нафтогаз" — установить справедливую и рыночную цену на газ, поставляемый "Газпромом" в Украину. Также "Нафтогаз" требует взыскать с "Газпрома" средства, которые пришлось переплатить за газ, начиная с 2010 г.
В октябре 2014 г. Кабмин разрешил "Нафтогазу" рассчитаться с "Газпромом" за вышеупомянутый долг на общую сумму $3,1 млрд.
После уплаты указанной суммы руководство "Нафтогаза" считало, что компания полностью рассчиталась по всем обязательствам перед "Газпромом" за поставленный природный газ и требовала от него через арбитраж компенсации за чрезмерно уплаченные суммы в размер более $14 млрд.
В свою очередь "Газпром" после полученных $3,1 млрд считал, что "Нафтогаз" должен ему еще $2,2 млрд ($5,3 млрд - $3,1 млрд).
В 2017 г. Стокгольмский арбитраж принял решение, согласно которому обязал "Нафтогаз" уплатить в пользу "Газпрома" $2 млрд.
Следовательно, вместо ожидаемой компенсации от "Газпрома" в размере $14 млрд Стокгольмский арбитраж обязал "Нафтогаз" оплатить в пользу "Газпрома" более $2 млрд.
По итогам 2017 г. "Нафтогаз" был вынужден отразить эти $2 млрд как убытки в своей финансовой отчетности.
Следует констатировать, что "Нафтогаз" вынужден был уплатить "Газпрому" сумму на $0,6 млрд больше, чем "Газпром" соглашался получить перед подачей в арбитраж в июне 2014 г. ($4,5 - $3,1 - $2).
"Нафтогаз", получив решение арбитража, не спешит платить $2 млрд в пользу "Газпрома" и ожидает решения по другому арбитражу — относительно транзита газа.
"Транзитный" арбитраж
Этот "транзитный" арбитраж был инициирован в октябре 2014 г. В нем "Нафтогаз" потребовал изменения транзитного тарифа начиная с 2010 г. и компенсации за недопоставку транзитных объемов. Общая сумма требований к "Газпрому" составила примерно $12 млрд.
В феврале 2018 г. по этому вопросу Стокгольмский арбитраж принимает решение в пользу "Нафтогаза" и обязывает "Газпром" уплатить ему $4,6 млрд.
Следовательно, из заявленных $12 млрд арбитраж удовлетворяет требования "Нафтогаза" на $4,6 млрд (за недопоставку контрактных объемов транзита).
Зачет на миллиарды
"Нафтогаз" просит арбитраж за счет этих $4,6 млрд оплатить $2 млрд долга, проигранного "Газпрому" по "газовому" арбитражу.
Арбитраж соглашается и уменьшает обязательство "Газпрома" перед "Нафтогазом" на $2 млрд (путем зачета).
"Газпром" до конца 2019 г. отказывался уплатить "Нафтогазу" оставшиеся $2,6 млрд.
Расчет премии
В 2018 г. в "Нафтогазе" принимают решение выплатить менеджменту премии в размере 1% от выигрыша $4,6 млрд по "транзитному" арбитражу. При этом тот факт, что по другому ("газовому") арбитражу были сформированы убытки на $2 млрд, почему-то не учитывается при определении размера премий.
Почему 1% и почему именно от $4,6 млрд, а не, скажем, от $2,6 млрд (после покрытия ущерба по "газовому" арбитражу), неизвестно.
К тому же, еще не получив от "Газпрома" ни копейки**, в "Нефтегазе" решают выплатить в 2018 г. первую (основную) часть премии.
Так, в 2018 г. за неполученные деньги от "Газпрома" и вместо ответственности за убытки в сумме $2 млрд по "газовому" арбитражу в "Нафтогазе" получили первую часть премии по результатам Стокгольмского арбитража.
Публикуется с разрешения автора: оригинал
* Правомерность начисления в 2018 г. премий руководителям НАК "Нафтогаз Украины" за выигрыш у "Газпрома" так называемого "транзитного" дела долгое время вызывала публичные сомнения как у общественности, так и у правоохранительных органов. На днях, 19 января 2022 г., НАБУ и САП сообщили о подозрении экс-главе правления "Нафтогаза" Андрею Коболеву в завладении более 229 млн грн в виде начисленной ему части премии — разницы между нормативно разрешенным (37,48 млн грн) и реальным уровнем выплаты. Топ-менеджмент "Нафтогаза", среди которых и тогдашний исполнительный директор Юрий Витренко, премировали тогда на общую сумму $46,3 млн, то есть 1% от выигрыша по данному делу. В 2018 г. была выплачена первая часть премий. Сам Андрей Коболев получил 261 млн грн — эквивалент $9,5 млн на тот момент. — "ДС"
** "Газпром" все-таки уплатил "Нафтогазу" $3 млрд ($2,56 млрд за проигрыш по "транзитному" делу плюс проценты за несвоевременный расчет), но только в конце 2019 г. и после изнурительных переговоров . — "ДС"