• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Плюсы, минусы и манипуляции. Пресс-конференция Зеленского глазами психолога

Понадобилось дважды пересмотреть пресс-конференцию президента Владимира Зеленского, чтобы понять, что не так с образом первого лица государства

Владимир Зеленский
Владимир Зеленский / Офис президента Украины
Реклама на dsnews.ua

Попробую коротко, потому что уже многие аналитики высказались, и информации о конференции больше, чем информации в самой конференции.

"Я, я, я"

Первое, на что обратил внимание, — зацикленность Зеленского на себе. Или это сделано специально, или это ролевая позиция, которую он не в состоянии скрыть, но в ответах на вопросы очень часто звучало именно это – "я, мое, мои". Кто-то из коллег уже посчитал, что за два часа он сказал эти слова 200 раз.

Это и об известном уже "я не тряпка", и о попытке угодить польской стороне, когда президент говорит: "Они (украинцы) начали защищать вас (поляков). Не МЕНЯ!" В таком случае не совсем понятно, представляет ли это президент государство, или это государство представляет президента.

Владимир Зеленский так подает информацию о международных отношениях, как будто это он руководит другими президентами и оценивает их работу. Так, например, прямая речь: "Уважаемый президент Эрдоган не показал себя". А вот премьеру Испании повезло, он "большой молодец, очень помогал МНЕ".

И здесь сложно выразить несогласие. Действительно, Санчес молодец, а Эрдоган "того". Но к чему здесь такое пренебрежительное отношение — неизвестно. Или нас принимают за детей, которым можно рассказывать сказки, или такая форма политического стендапа для установления более доверительных отношений с журналистами на конференциях — не знаю. Но что-то мне кажется, что ни Санчесу, ни тем более Эрдогану не понравилось бы прочесть в своей прессе вот такие отзывы президента Украины об их "работе".

Далее акцент на своем "я" проявился и в споре с журналисткой "Зеркала недели", которую Владимир Александрович прямым текстом стал учить, как надо в будущем задавать ему вопросы, и во фразе "Ну уж извините, какой есть", адресованной журналисту "УП" Михаилу Ткачу.

Реклама на dsnews.ua

Замечаю, что с годами Владимир Зеленский лишь сильнее акцентирует внимание на необходимости воспринимать его таким, каков он есть, и на отказе меняться под влиянием обстоятельств, требований или чьих-то ожиданий. И война не прекратила, а даже ускорила этот процесс "бронзовения".

Кстати, по поводу фразы "я не тряпка" также возникают вопросы. Речь шла о блокировании границ государства Украины, а не собственных границ Владимира Зеленского. Поэтому такая оперсонализованная риторика выдает странные акценты на собственной персоне больше, чем на субъекте под названием "Украина".

Общее впечатление о приоритетах президента

Все, что касается международных отношений и международной работы, Владимир Зеленский знает на достаточно высоком уровне (это по-моему; специалисты, возможно, придерживаются другого мнения). Он помнит и использует цифры поступлений, оперирует именами политиков и других персон, вспоминает места и периоды встреч, отмечает вклад каждой страны или персоны в помощь Украине.

Но все, что связано с внутренними делами, в том числе и с вопросами войны, вызывает у него нервное раздражение.

Условно говоря: внешняя политика – точные данные, внутренние дела – общие фразы. Создается впечатление, что президенту вообще не очень интересно, что происходит внутри. Он увлекся геополитическими процессами. Сразу вспоминается еще один известный политик, который так относился к своей ответственной работе — премьер-министр Швеции Улоф Пальме. В свое время шведские газеты писали, смеясь над ним, что "вчера с коротким дипломатическим визитом в Швецию прибыл премьер-министр Швеции".

Но мы не в мирной Европе, поэтому вопросы внутренних дел для нас гораздо важнее, чем для шведов.

Тем более, что такая расстановка приоритетов создает угрозу внутри общества. Владимир Зеленский рапортует о новых привлеченных миллионах миллиардов, а общество ожидает решения более близких для рядового гражданина вопросов — коррупции, войны, экономического восстановления, безопасности. Но президент вроде как вообще не слышит об их важности. На всякий случай, именно такой вывод я могу сделать из того, как он обесценивает раздражающие его важные проблемные вопросы.

Внимание к невербалике, и "что же не так с ногами"

Всю конференцию я обращал внимание на невербальные сигналы Владимира Зеленского, и меня не оставляло ощущение сплошного трагизма.

  • Он начал конференцию с такого выражения лица, словно только что пришел с похорон.
  • Трагические интонации в голосе, часто им самим прерванный ответ, когда он неожиданно умолкает на секунду-две, словно подыскивает какое-нибудь слово или борется со спазмами в горле.
  • Странный характер построения фраз, словно мы слушаем некий внутренний диалог, но трансляция периодически прерывается.
  • Слишком сильная трагическая мимика, которая обращает на себя внимание особенно в те моменты, когда Владимир Зеленский дает ответы даже на довольно спокойные вопросы. Все это очень сильно, очень напряженно, очень трагично.

И, наконец, я обратил внимание на то, как он сидит. Это очень важный нюанс именно в смысле скрытых сигналов, благодаря которым можно передавать эмоциональное послание, а можно и "спалиться".

Практически все два часа, с самого начала и до конца, Владимир Зеленский сидел, придвинув одну ногу к стулу так, будто вот-вот собирается вставать. Такая посадка как раз характерна для людей, действительно собирающихся встать и уйти. И такая поза формируется чаще всего в двух случаях:

  • Когда человек испытывает дискомфорт и подсознательно хочет сбежать из неприятной среды.
  • Когда человек ощущает приближающееся окончание встречи.

Ни первый, ни второй вариант здесь не срабатывают, потому что Зеленский не постоянно чувствовал дискомфорт. Много времени он был в теме и получал удовольствие от своих ответов, но поза не менялось. А еще не срабатывает второй вариант, потому что Владимир Зеленский и в начале встречи знал, сколько она продлится.

Особенность такой позы в том, что она очень неудобна, и обычно люди не могут так долго сидеть. Тело испытывает напряжение из-за дисбаланса равновесия, некоторые мышцы перенапрягаются, и человек быстро садится так, как ему удобно. И есть только один вариант, когда человек может просидеть в такой позе так долго, как это сделал Владимир Зеленский: когда это делается сознательно.

Тем более, что в самом конце встречи, уже на финальном ответе на последний вопрос, когда такая дискомфортная поза как раз и была бы кстати (ибо прямо сейчас, после последнего ответа, можно наконец закончить встречу и пойти по своим срочным делам) — именно тогда Владимир Зеленский садится более удобно и распределяет вес тела симметрично.

Этот невербальный сигнал важен, потому что демонстрирует сознательное желание казаться озабоченным, трагическим, немного нервным, чрезмерно занятым и мегаутомленным.

Это совсем не значит, что Владимир Зеленский не устал. Думаю, даже наоборот. Это не значит, что он не занят и не озабочен. Это просто означает, что актер все равно остается актером, даже если он уже не актер и вокруг война. Он все равно готовится к важной итоговой пресс-конференции, которую будут смотреть миллионы людей. Он все равно работает над тем, как себя преподнести. И номер с ногой под стулом и неудобной посадкой, что приведет к формированию четких и однозначных сигналов напряжения, усталости и торопливости, кстати, очень интересная идея. Я ее впервые вижу в исполнении политика.

Воспринимать ли все другие ключевые моменты и тезисы этого выступления президента как фальшивые — не знаю. Думаю, что искусственность невербалики и попытки проманипулировать с образом собственной озабоченности перед огромной аудиторией не являются основанием считать фальшивым все остальное.

Плюсы

В любом выступлении есть свои плюсы, и было бы совсем неправильно о них умолчать.

Я считаю, что Владимир Зеленский достаточно сильно эволюционировал как спикер за эти годы. И на этой конференции я хотел бы выделить три ответа, которые мне показались уместными, профессиональными и при этом очень личными, пропущенными через собственные переживания и собственный опыт.

  • Молниеносный ответ турецкому журналисту о сравнении Украины и Палестины. Ответ и вежливый, и твердый. И очень короткий, что нечасто бывает у нашего Верховного. И потому еще более молниеносный, как по мне.
  • Ответ о возможных переговорах с Кремлем. Он, наоборот, получился достаточно длинным, с перечислением огромного количества фактов, особенностей международных отношений, упоминаниями об иностранных политиках, и в финале — четкая и логическая подводка о невозможности проведения таких переговоров, опираясь на все вышеперечисленное. Сложная, но структурированная логика. Браво.
  • Ответ на вопросы о застопорившемся обмене пленными. Это один из немногих проблемных вопросов, во время ответа на которые Владимир Зеленский не пытался противопоставлять себя журналистам, а наоборот — присоединился, пообещал передать информацию соответствующим лицам, выступил вместе против заявленной проблемы, а не против того, кто о ней спросил. А еще дал дополнительную информацию не только об обмене военных и гражданских, но и о возвращении детей, и о возвращении украинцев из Газы. Четкий, конкретный, не очень глубокий, но откровенный ответ.

Ни о конфликте с Залужным, который (конфликт) действительно есть, ни об обесценивании роли западных партнеров писать не буду. Об этом уже писали и говорили другие специалисты.

Хочу лишь отметить, что вопросы от телеканалов "Рада" и "Freedom" действительно выглядят как самая большая фальшь и манипуляция всей этой встречи. Позор! Позор!

P.S. И еще в заключение. Я раскрыл секрет суперсилы Ермака!

Никто не может так, как он, смотреть не моргая и не отводя взгляд от президента два часа. Никто так не может!

    Реклама на dsnews.ua