Уравниловка и перебрасывание долгов. Что не так с энергетической политикой Украины
Принятые и потенциальные решения и приказы властей ухудшают условия на украинском рынке электроэнергии
У украинской энергетической политики есть хроническая болезнь — власть десятилетиями стремится что-то уравнять, позволить кому-то не платить, перевести платежи на других. Постоянно происходят попытки залатать долговые дыры, перекладывая ответственность с одних на игроков на других. Мотивы при этом могут быть разными: то ли популизм и напускная забота о потребителе, то ли стремление улучшить положение компании, которая ближе по душе тем, кто принимает решения.
Протягивать такие решения удавалось относительно просто до начала полномасштабной войны. Несмотря на то, что дела в энергетике были далеки от идеала, все же всегда можно было нашкрябать финансового ресурса, чтобы протянуть такого плана решения. Однако полномасштабная война и связанное с ней экономическое падение, сокращение потребления энергоносителей, потеря энергетических активов как из-за оккупации, так и вследствие постоянных обстрелов значительно сократили ликвидность и денежные потоки в энергосекторе.
В результате в течение полномасштабной войны правительство дважды прибегало к повышению тарифа на электроэнергию для населения. Такого радикального повышения нельзя и представить было до 2022 г. И уже даже казалось, что здоровая экономическая логика начнет побеждать логику коммунизма: поделить, уравнять, не заплатить. Но нет…
В середине июля в энергетическом регуляторе начали поговаривать об уравнивании ставок тарифа на распределение независимо от объемов потребления и подключенного напряжения — решение обеспокоило как энергетиков, так и ключевых потребителей электроэнергии.
Об этом тогда я написал отдельный блог, разъясняя, почему это решение неправильное и даже вредное. В частности, это возврат к кросс-субсидированию, когда одна категория потребителей не полностью покрывает расходы и потери, а компенсация происходит за счет других. Помимо этого, такой подход противоречит принципам европейского энергетического регулирования, а также может существенно ударить по стимулам развития крупных предприятий, потребляющих значительные объемы электроэнергии, следовательно, это прямой удар по экономике страны. Здесь уже даже не стоит вспоминать, что крупные промышленные потребители и без того страдают от роста цен, а им хотят бонусом еще немного повысить.
Тогда же я писал, что ключевыми бенефициарами станут те компании, которые дотируют более низкий тариф электроэнергии для населения (механизм ПСО) — Укргидроэнерго, а прежде всего — Энергоатом. У них останется больше: в среднем 38 коп. на каждый 1 кВт·ч. Так с миру по нитке — гиганту капитал. И это вдобавок к тому, что эти компании будут аккумулировать больший ресурс после повышения тарифа с 2,64 до 4,32 грн/кВт·ч.
И вот, когда казалось, что Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) отказалась от этой идеи после волны критики, в медиа появилась информация, что обновленный состав регулятора собирается вернуться к этому вопросу. Уравниловка. Но в нашем "колхозе" хоть все и равны, есть некоторые равнее других.
Вот Энергоатом и стал объектом новостей на прошлой неделе. Так, в сети появилась фотокопия приказа Министерства по стратегическим отраслям промышленности, которым компании будет позволено не платить по долгам. Интересно, как можно выстроить нормальную энергетику, позволяя не платить по долгам? Какие компании будут готовы работать со стратегическим предприятием энергосектора, если они поймут, что им вполне законно могут не платить за выполненные работы и предоставленные услуги? Как это повысит платежную дисциплину в условиях, когда долги являются одной из самых больших угроз украинской энергетики накануне очень сложной зимы?
На прошлой неделе появилась еще одна идея такого же толка — предложение привлечь газовые компании к механизму ПСО на рынке электроэнергии. То есть газовики должны заплатить за электроэнергию, потому что у энергетиков уже денег нет. Понятно, что мотив благородный: если у электроэнергетических компаний нет ресурса для закупки импортной электроэнергии, чтобы выполнить социальные цели, то есть желание найти других доноров для таких операций. Но все же возникает вопрос: раз уж есть компании, которые получили дополнительный финансовый ресурс после повышения тарифа для населения, почему не они выступят донорами? А кто будет конечным бенефициаром операций после того, как газовики оплатят импорт электроэнергии, потребители ее получат и за эту электроэнергию рассчитаются, оплачивая электроэнергетическим компаниям?
Ну и вишенка на торте — взятка в полмиллиона долларов, на получении которой был задержан один из заместителей министра. А взятку, как сообщают медиа, дали при содействии передаче оборудования из одного государственного предприятия в другое. Вот она, эффективность государственной собственности в наших условиях и той модели экономики, которая стала неотделимым элементом энергетической политики Украины в последние десятилетия.