Подрыв Каховского водохранилища. Каковы последствия для судоходства и туризма
Чтобы начать преодолевать последствия разрушения Каховского водохранилища, Украина должна ввести целую серию первоочередных мер. Среди которых: очищение территорий, обезвреживание взрывоопасных предметов на регулярной основе, а также вакцинация взрослого населения
Судоходство
За 2021 год объем перевозок по Днепру вырос до 14,4 миллиона тонн. А со всех рек до 20,6 миллиона тонн. Если учесть, что в 2015 году суммарно речным транспортом было перевезено около 6 млн тонн грузов, выходит на 4-кратный рост. При этом большинство объемов приходится на перевалку зерна – ключевые агрохолдинги создали инфраструктуру в виде зерновых терминалов, речных портов и флота.
Развитие бизнеса по транспортировке зерна по речному транспорту позволило развивать услугу рейдовой перевалки – когда морское торговое судно загружается с барж класса река-море. Это частично решало проблему недостаточной глубины большинства украинских морских портов.
После февраля 2022 года перевозка зерна по Днепру фактически была остановлена. Однако вся необходимая структура сохранялась и могла быть использована после окончания войны.
Взрыв дамбы Каховского водохранилища делает невозможным транспортировку грузов по Днепру ниже Запорожья (ДнепрГЭС). То есть полностью закрывает возможность перевалки зерна по речному транспорту (Днепр) и, как следствие, влияет на развитие услуги рейдовой перевалки грузов. Что влияет на общую пропускную способность морских портов Украины.
Какие основные проблемы для восстановления можно указать:
- Отсутствие очищенного фарватера – обмеление Каховского водохранилища и вероятное заилирование фарватера Днепра ниже по течению;
- Разрушение шлюзов
- Минная угроза — поток воды сорвал установленные РФ минные заграждения и уже вынес речные противодесантные мины не только в акваторию Днепровского залива Черного моря, но и на черноморское побережье Одесской области.
Эти же факторы существенно усложняют возможное возобновление судоходства Южным Бугом. В первую очередь, речь идет о минной угрозе — речные противодесантные мины сорвало с якорей и уже были зафиксированы случаи их выброса на берег. Но наибольшую опасность представляют те мины, которые остались дрейфовать в акватории Днепровского залива и вблизи Черноморского побережья Украины. Без дополнительных затрат на проверку и разминирование акватории возобновление судоходства даже Южным Бугом будет проблематично.
Туризм
Зона, пострадавшая от боевых действий по определению, не привлекательна для туризма. Аналогичный опыт Балканских государств говорит о возможном росте отрасли только через 2-3 года после войны.
Война в Украине имеет свою специфику – это агрессия России, а не гражданский конфликт. Поэтому вопросы безопасности, с точки зрения общей криминогенной ситуации, будут не столь актуальны. Однако есть другие проблемы.
В частности:
- В течение минимум года будет наблюдаться неблагоприятная санитарная ситуация. Взрыв дамбы Каховского водохранилища привел к смыву в море не только элементов конструкций зданий и сооружений, но также трупов животных, различных химических соединений (начиная с химикатов и удобрений для полей, заканчивая нефтепродуктами). Что уже привело к опреснению Черного моря и морю рыбы. С учетом течений и штормов можно рассчитывать на частичную нормализацию ситуации в течение года (до лета 2024 г.). По возможности реализации мер по очистке акватории этот срок может уменьшиться. Однако полная нормализация — возврат в состояние, например, 2021 год может занять больший срок. Тем более что любые работы в устье Днепра так или иначе будут приводить к частичному смыву загрязненных отложений в будущем.
- Минная угроза. Поток воды снес как противодесантные (речные) мины, так и минные поля на берегах Днепра. Речь идет о разных типах взрывоопасных предметов – начиная от гранат и снарядов, заканчивая противотанковыми и противопехотными минами. И если морские минные заграждения после войны могут быть сняты или обезврежены в относительно короткие сроки (есть карты минных полей установленных Украиной, возможна проверка и снятие минных полей, установленных РФ), то такого типа угроза будет присутствовать как минимум несколько лет. Большинство плавучих речных противодесантных мин будут выброшены на берег в течение ближайшего года. А затонувшие боеприпасы (как и мины) будут выбрасываться на пляже в течение нескольких лет после каждого шторма.
Эти два фактора существенно усложняю восстановление туризма на черноморском побережье Украины (в том числе и западной части Крыма) в течение нескольких лет.
Возможные действия Украины
Преодоление последствий взрыва плотины Каховского водохранилища можно разделить на три группы:
- Первоочередные меры по снижению рисков;
- Среднесрочные мероприятия по восстановлению отраслей и обеспечению безопасности;
- Долгосрочные меры, связанные с реализацией программ восстановления (или замещения) плотины на Каховской ГЭС.
С точки зрения долгосрочных мер, вопросы восстановления плотины и/или сооружения новой ГЭС дискутируются. И их обсуждение выходит за пределы этой аналитической записки. Поэтому смысл сконцентрироваться на первоочередных (с учетом войны) задачах и среднесрочных мероприятиях.
К первоочередным задачам можно отнести:
- Максимально быстрое очищение пляжей, акваторий портов и прибрежной зоны от материалов и веществ, вынесенных вследствие подрыва плотины. Эта деятельность, к сожалению, в ближайшие несколько месяцев должна носить системный, регулярный характер.
- Также на регулярной основе Украина вынуждена будет проводить обезвреживание взрывоопасных предметов, выносимых на пляжи и заносимых в акватории портов. С этой целью есть смысл уже сегодня создать отдельную постоянно действующую группу разминирования. Чтобы не отвлекать ресурсы ГСЧС и Сил обороны Украины, есть смысл обратиться к партнерам с запросом о финансировании создания и действиях подобной группы. Речь идет о нескольких годах.
И здесь интерес не только Украины — дрейфующие боеприпасы со временем будет выносить на побережье Болгарии, Румынии, Турции. И чем больше таких предметов будет обнаружено и обезврежено в украинских водах, тем меньше опасность для жителей и гостей названных стран.
Среднесрочные задачи. Эти меры не отменяют работы первоочередного характера, а являются их логическим дополнением и продолжением. Среди таких следует отметить:
- Судоходство и фарватеры. Еще до окончания войны необходимо принятие принципиального решения о методах возобновления судоходства по Днепру и Днепровскому заливу (включая устье Южного Буга). Это значит:
- проект и реализация (после обеспечения безопасности) мер по расчистке фарватеров. Речь идет об обезвреживании взрывоопасных предметов, дноуглублении, решении вопроса создания судоходного фарватера по обмелевшей части Каховского водохранилища (включая оценку возможности шлюзования).
- Регулярное (!!!) обследование фарватеров относительно взрывоопасных предметов. К сожалению, возможно, придется создавать отдельные подразделения, которые в ближайшие годы будут регулярно (на начальном этапе не реже нескольких раз в месяц) проводить полную оценку безопасности судоходных путей.
- Создание зоны (с постоянным мониторингом минной угрозы) безопасной перевалки грузов на рейде.
2. Туризм и сохранность. Ключевым ресурсом в этой области должна стать созданная (см. первоочередные мероприятия) служба разминирования пляжей и акватории. На начальном этапе определяется список локаций, где обеспечивается безопасность отдыхающих. В том числе с постоянным мониторингом (и регулярной усиленной проверкой) дна и пляжей. Эти локации рекламируются как полностью безопасные и готовые к приему туристов. Равномерно расширять зоны сохранности на пляже черноморского побережья.
3. Туризм и здоровье людей. Одной из ключевых угроз загрязнения Черного моря есть рост заболеваемости среди местного населения. А это значит повышенный риск для туристов. Таким образом, первоочередной задачей для государства является вакцинация взрослого населения (тем более что его уровень находится на критически низких уровнях).
Больше о последствиях подрыва Каховской ГЭС можно узнать здесь