Подготовка к зиме. Как увеличение предельных цен на электричество может снизить масштабы отключений

В преддверии сложной зимы Украине следует убрать лишние барьеры для импорта электроэнергии

Фото: www.rada.gov.ua

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), готовится к пересмотру прайскэпов — предельных цен на рынке электроэнергии. С 2019 г. эта тема — одно из самых популярных оснований для заочных дебатов. Традиционно в дискуссиях сходятся две большие группы стейкхолдеров: с одной стороны, производители электроэнергии, импортеры, поставщики, а с другой — крупные потребители электроэнергии.

За период полномасштабной войны прайскэпы неоднократно становились барьером для импорта электроэнергии, когда возникал дефицит собственных мощностей. В моменты, когда рыночная цена электроэнергии в странах Европы становилась выше предельной цены в Украине, коммерческий импорт останавливался. И тогда оставалось два варианта — либо вводить графики ограничений, либо привлекать аварийную помощь, чтобы покрывать дефицит.

Такая дилемма особенно остро встала летом 2023 г. Проблема с привлечением аварийной помощи состоит в том, что она часто дороже коммерческого импорта. Кроме того, она не гарантирована: соседние страны просто могут отказать, и тогда придется прибегать к ограничениям. В случае импорта, особенно по долгосрочным двусторонним договорам, европейские производители планируют и обязаны осуществить поставку.

Еще одна сторона, которая активно включается в обсуждения, когда возникает вопрос технического ограничения импорта через прайскэпы, — это представители государства, такие как регулятор, депутаты и другие должностные лица. Они активно предлагают новые модели ПСО. Например, обязать кого-то покупать электроэнергию в Европе по высокой цене, а продавать ее на внутреннем рынке — по более низкой. Очевидно, что такие предложения не подкреплены обоснованиями с оценкой макроэкономического эффекта и влияния на финансовое состояние тех компаний, которые обяжут проводить такую убыточную деятельность.

Крупные потребители в ходе дискуссии о повышении прайскэпов говорят о рисках роста цен на электроэнергию. Но сам факт повышения граничных цен не означает пропорционального роста рыночных. Пример, который я приводил на прошлой неделе, показывает, что цена может быть существенно ниже предельного ограничения.

При этом традиционно Энергетическое сообщество давно говорит о том, что практику с прайскэпами нужно оставить в прошлом, ведь ограничения искажают рыночные сигналы и по сути ограничивают интерес бизнеса инвестировать в генерацию. А в случае работы на балансирующем рынке этот интерес еще и дополнительно подрывается многомиллиардными долгами. Задолженность перед системным оператором НЭК "Укрэнерго" на этом рынке превысила 34,3 млрд грн: за 9 месяцев 2024 г. долги выросли на 11,4%.

Но, пожалуй, ключевое, что нужно будет учитывать при пересмотре прайскэпов, — это ожидаемые цены в Европе в периоды дефицита. Зимой возрастет спрос, и собственных мощностей не хватит для покрытия потребностей в течение почти каждого часа в сутки. В таких условиях следует обеспечить максимальный импорт, чтобы снизить масштабы отключений. Тем более что мы ожидаем роста разрешенной мощности импорта с 1,7 до 2,2 ГВт.