Петр I и Путин. Что меняет новый образ в поведении Путина

22 года Путин жил в парадигме воспроизведения образов Ивана Грозного и Иосифа Сталина. И вот, неожиданно для всех и, возможно, даже для себя самого, он стал примеряться к образу Петра I

Владимир Путин и патриарх Кирилл

Многие могут сказать: зачем вообще придавать этому какое-то значение. Но, к сожалению, мы должны изучать и понимать врага. Путин всегда очень внимательно и скрупулезно относился к историческим аллюзиям, особенно в вопросах его собственного имиджа, при всей мифологизированности и антиисторичности своего мышления. А потому поворот к Петру – это не просто метафора. Это изменение, в том числе и структуры мышления.

Сразу скажу, что в вопросах Украины ничего для него не изменится. Образ Петра I изменяет, прежде всего, его отношение к церковному вопросу. И первые структурные изменения мы видим: патриархия перестала для него существовать как независимый или хотя бы формально независимый центр влияния. РПЦ рассматривается исключительно как филиал ФСБ. Путин, конечно, не может формально создать монастырский приказ или ликвидировать патриархию. Но мы должны четко понять: в 2022 году РПЦ окончательно потеряла свою самостоятельность (в 2014 году патриарх имел возможность петлять и молчать о войне и даже формально не убрал крымские епархии из управления УПЦ МП).

На этом фоне возникает вопрос системы управления в РПЦ вообще и их взаимосвязи с УПЦ МП. Уже сейчас мы можем с уверенностью говорить, что патриарх превратился в формальную фигуру, которая все меньше влияет на процессы в патриархии. Если мы уже проводим аналогии с петровской эпохой, то Кирилл сейчас — это некий Стефан Яворский, который прогнулся под царя, имеет странную должность экзарха, но ни на что не влияет, потому что не имеет доступа к телу. В такой ипостаси Кирилл может прожить следующие 10 лет, а может просто исчезнуть с лица земли через несколько недель. Все зависит от того, наделает ли он ошибок (ошибки просчитать невозможно, потому что их определяет сам царь). Хотя с большой долей вероятности можно спрогнозировать, что до конца войны Кирилла формально никто трогать не будет.

При Путине есть свой Феофан Прокопович – это руководитель Псковской епархии Тихон Шовкунов. Человек влиятельный в церковных кругах, но его влияние определяется не авторитетом или благочестием, а именно доступом к царю и окружению царя. Хотя, в отличие от Прокоповича, Шовкунова отправили в Псков и Путин особо не вмешался в эту ситуацию.

Говоря о российском православии сегодня мы должны понять одну важную вещь: система окончательно потеряла самостоятельность в идеологической сфере, но все еще сохраняет определенные возможности в самостоятельной организации тех или иных процессов (есть определенные группы влияния, которые играют в организационную (читай — финансовую) независимость).

Будущее Кирилла зависит исключительно от того, захочет ли его менять Путин. Пока, похоже, Кирилла просто подвесили и ищут ему замену. А Кирилл ради сохранения жизни боится сделать хотя бы минимальные самостоятельные шаги.

Развитие ситуации будет идти исключительно по одному сценарию: ФСБ будет создавать большинство в Синоде для того, чтобы потом сделать ставку на нового патриарха, которым может быть Шовкунов или кто-либо другой (сейчас это не принципиально, единственный критерий для нового патриарха – стать не столько патриархом, сколько обер-прокурором при ФСБ, исходя из имперской терминологии). Путин созрел для неформального уничтожения патриархии как таковой и процессы, де-факто, запущены.

Что касается УПЦ МП, то здесь дана определенная отсрочка, украинские иерархи получили временный люфт, который закончится сразу после боевых действий. Судя по всему, украинские иерархи все еще надеются, что им удастся петлять после войны и продолжать играть в самостоятельность. Это, очевидно, неприемлемо для нового представления о церкви и, разумеется, Россия будет пересматривать всю эту систему в сторону резкого закручивания гаек.

И последнее. Мы здесь, в Украине, должны всем адептам РПЦ напоминать, что Петр I в народной мифологии был не тем, кто прорубил окно в Европу, а тем, кого называли "царем-антихристом". Собственно, об этом должны массово выходить материалы и статьи, чтобы все понимали: Путин окончательно встал на путь антихриста. Он уничтожает патриархию и заменяет ее своим аналогом "всепьянейшего собора". К сожалению, нам сильно не хватает материалов именно об этом.