Перечеркнутые даты 8 и 9 мая. Почему следует отпустить эти критические дни
Европейский культ жизни и сосуществования оказался бессильным против русского культа смерти и уничтожения
24 февраля 2022 года День памяти и примирения потерял смысл. С тех пор не только для Украины, но и для всего мира 8 мая — элемент выродившегося ритуала. Потому что "Никогда больше" после Бучи и Мариуполя, после массовых депортаций и фильтрационных лагерей, после расправ над культурным наследием Украины, после локальной победы над буквой I, после восстановления памятников Ленину – звучит фальшиво. "Никогда" уже наступило. Оно здесь и сейчас. А "больше" — это, как теперь оказывается, не о предотвращении, а о смирении перед лицом зла. Ведь хронические призывы к примирению, капитуляции во имя мира, которую пытаются нам навязать немецкие интеллектуалы и Ватикан, — это лишь явные проявления формулы "Умрите вы, чтобы мы жили дальше". В несколько завуалированном виде она содержится в саботаже санкций (той же Венгрией, например) и попытках пройти между капельками гнева России и недовольства Запада путем пафосных, но бессмысленных парламентских резолюций (как это сделала Болгария).
Никогда снова – это о единстве. Единстве априори. Единстве, за которое не нужно бороться. Единстве через понимание, что нужно и чего не нужно делать, чтобы людоедские идеологии не овладели заново умами миллионов. Но это не о настоящем. А потому "никогда снова" – не ко времени. Ибо сегодняшние демократии хотя и не забыли опыт противостояния посягательствам на мировое господство, слишком отвлечены от него. Слишком цивилизовались. Слишком сильно поверили в по-фукуямовски счастливый конец истории. И эта вера стала чуть ли не религией современности. По крайней мере, для "золотого миллиарда". И – основой для политических и экономических гешефтов, своего рода индульгенцией для тех, кто, несмотря на уроки истории, десятками лет, несмотря на все симптомы явного помешательства на имперской реконструкции, выращивал в Европе нового агрессора.
Европа уже давно разучилась ненавидеть. Россия так и не научилась любить. Пафос взаимного прощения и понимания ради общего будущего и пафос навязывания и покорения ради собственного прошлого находятся в параллельных вселенных. Они просто не способны пересекаться.
Европейский культ жизни и сосуществования оказался бессильным против русского культа смерти и уничтожения – непременного атрибута мифа о Великой Победе. Этот миф остается для крайне атомизированного российского общества едва ли не единственным идеологическим клеем. Дети в форме и деды на палках – каждое поколение должно пережить великую войну, это экзистенциальная основа русского мировоззрения и российского государства. Которая, пока проигравшие Германия с Японией строили будущее, инкапсулировалась в вечном военно-героическом дне сурка.
Этот ментальный занавес куда эффективнее, чем занавес железный. А фиксация на двух пунктах – "Победа – самое главное событие в истории" и "можем повторить" – привела к восприятию войны как героического развлечения для великого народа.
И — 24 февраля 2022 года российский День Победы над фашизмом наконец-то изменил смысл на противоположный. С этого времени 9 мая является Днем Победы фашизма в России. И независимо от того, с каким обращением выступает Путин, независимо от того, какой металолом крошит брусчатку Красной площади, суть этого "праздника" не изменится. Сам российский диктатор из вершителя уже превратился в статиста. Как превратился в статиста его немецкий предшественник в момент создания антигитлеровской коалиции. С тех пор разгром Третьего Рейха был лишь вопросом времени и количества потерь. Также вопросом времени и количества потерь является разгром рейха четвертого. Сегодняшняя Россия взяла на себя давнюю вину Германии. История пошла на новый виток.
Вчерашнее заявление Большой Семерки продемонстрировало: нарратив "никогда больше" отвергнут. Антипутинская коалиция, несмотря на внутренние противоречия, приступила к делу. Поэтому объявит Путин тотальную мобилизацию или нет, будет угрожать ядерным оружием или будет обещать рай триумфаторам – это не имеет никакого значения. Собственно, он и сам это понимает. На это указывает поразительное изменение тональности. В своих предыдущих речах, начиная с 24 февраля, он всегда говорил о "военной операции" в Украине. Но сегодня это выражение забыто. В выступлении на параде слово "операция" он употребил только раз — говоря о "упреждающем отпоре агрессии" — "карательной операции на Донбассе", которая, якобы, готовилась при участии НАТО. Эта попытка оправдания, усиленная историческим контекстом "праведной" части Второй Мировой — "Великой Отечественной", свидетельствует о тупике. Российская пропаганда перешла к нарративу "обороны рейха" куда быстрее, чем в свое время – немецкая. Но реконструкция сюжета о поражении агрессора в мировой войне будет иметь тот же финал, что и оригинал. С обязательным Нюрнбергом в конце.
Тем более что этот тупик является, помимо прочего, прямым следствием идеологической ловушки, в которую попал Кремль, доказывая, что Россия в Украине воюет с Западом. Что ж, они хотели Третью мировую – они ее получили. И хотя боевые действия идут в Украине, второй фронт – экономический – распространяется на весь мир, включая союзников РФ и нейтралов. Между тем, вопрос ленд-лиза для Украины — причем коллективного — решился задолго до официального (вероятно, сегодняшнего) подписания соответствующего закона президентом США.
Так что пора осознать, что 8 и 9 мая являются только датами окончания войны в Европе как части Второй мировой – и относиться к этим датам соответственно. С уважением – но без пропаганды. Без ментальной мастурбации. Не следует сопротивляться естественному ходу вещей. В календаре памятных дат они должны занять место рядом с 11 ноября – днем окончания Первой мировой. Потому что "войны ради завершения всех войн" всегда заканчиваются одинаково – попыткой пересмотреть результаты.
Нарратив "Помним. Побеждаем" является сегодня единственно возможным. Нам нужна новая победа. В какой бы день она ни наступила. А что касается примирения – оно возможно только с теми, чья шкала ценностей имеет ту же калибровку. В противном случае это будет только перемирие.