Переезд министерств. Пережили Офис президента в Украинском доме — переживем и это
Много лет назад на 1 апреля я написал статью о желании Кучмы перенести столицу в Херсонскую область. Теперь, совсем не первого апреля, министр кабинета министров пишет пост, что за два года, по инициативе Президента, министерства переедут в разные города (!) И у нас наступит счастье
Я ждал, что в течение дня слова министра опровергнут, но Офис президента хайпует, выбирает Вирастюка, гасит скандал с "валите из страны", а вот о переезде министерств молчит. Я очень надеюсь, что все это — просто чтобы замылить нам глаза и чтобы мы начали говорить об этой ерунде, а не о вакцинах, вагнеровцах или цене на масло. Давайте вспомним, что весь первый месяц президентства Зеленского мы говорили, как будет переезжать Офис президента в Украинский дом. Затем умные люди объяснили, что во время всех революций проще захватывать именно Украинский дом, а переоборудование новой резиденции президента обойдется в миллиарды и все об этом забыли.
Но, как говорил Черномырдин: "Никогда такого не было, и вот опять". Говорить о Зеленском в политологических терминах или, точнее, исходя из основ политологии, невозможно. Нынешний Офис президента — это сплошная политическая психология, помноженная на определенные, несколько односторонние, представления о роли социальных медиа вообще и "Телеграм"-каналов в частности, в жизни людей. Один из ключевых факторов, который является очень важным для Зеленского — это желание войти в историю (в соответствии с его пониманием исторических процессов). Именно поэтому мы раз в полгода возвращаемся к проведению Зимней Олимпиады и, возможно, именно поэтому сейчас на нас тестируют переселение министерств. Мне кажется, что этот эксперимент, как максимум, приведет к переезду одного-двух ведомств в регионы. Но для того чтобы мы поняли всю абсурдность идеи "Большого переезда" министерств, нужно отметить несколько важных моментов.
Начать надо с глобальных: распыление министерств в различных регионах приведет к резкому падению управления процессами в государстве, которые и так находятся на минимальном уровне. Кабмины в зуме — это вершина айсберга. Управление такой машиной, как государство, без живой коммуникации невозможно. На практике это будет выглядеть так: министр будет все время в столице и из столицы в зум-режиме будет руководить министерством. Уровень забюрократизованности процессов и время прохождения письма от выхода из центрального органа исполнительной власти до последней подписи возрастет на месяцы.
Есть ли в регионах достаточное количество квалифицированных кадров? Даже в миллионниках их крайне мало. Можно не сомневаться, что и без того низкий уровень аппарата еще более ухудшится и такая история обязательно приведет к увеличению количества авантюристов (заслонов для этого просто нет).
Отдельно хотел остановиться на политических аспектах. В мировой истории еще не было ситуации, когда 20 министерств находилось в двадцати различных регионах. Такой эксперимент станет еще одним элементом развала страны. Без реальной антикоррупционной политики мы искусственно создаем точки роста феодальных коррупционных вотчин.
А теперь, что нужно было бы делать. Сразу скажу, что вопросы коррупции и институциональной несостоятельности являются ключевыми. И поэтому все реформы должны идти в этом направлении. Что касается коррупции, то без перезагрузки антикоррупционных органов ничего не получится. Относительно институциональной способности — нужно сделать хотя бы три несложных, но очень важных шага. Прежде всего нужно пересмотреть закон о госслужбе. В нем есть ряд прогрессивных норм, но есть и такие, которые не работают (за четыре года со времени его принятия накопилась база ошибок). Во-вторых, надо идти по пути Казахстана, который провел обучение нескольких десятков тысяч чиновников мировым практикам. И здесь мы говорим не о коррупции, а о системе принятия решений (деньги на переезд лучше вложить в людей). Вместо ликвидированной Академии госуправления должен быть создан правительственный тренинговый центр, который будет заниматься повышением квалификации и компетенций чиновников. За год-два активной работы мы можем увидеть первые неплохие результаты. Но, к сожалению, все завершится хайпом вокруг переезда.