Отставные генералы против Кремля. Кто возглавит русских националистов
Публичное осуждение агрессивной политики Путина отставными офицерами весьма далеко от антивоенного движения. Дело, как водится, во власти
Генералу Ивашову в этом году исполнится 79 лет, но он вовсе не выжил из ума, как о том можно было подумать, ознакомившись с заявлением некоего "Общероссийского офицерского собрания", возможно, в практическом смысле, состоящем из него одного. Прославившийся в ходе "броска на Приштину" в 1999 году генерал-полковник – тогда он руководил международным управлением Минобороны, и отметим, что Путин уже был влиятелен – резко осудил волюнтаристскую политику бессрочного правителя России в отношении Украины. Вскоре, на страницах "Независимой газеты" Ивашова поддержал и экс-начальник группы 1-го направления 1-го управления Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ полковник Ходарёнок.
Что же, простите, сдохло в лесу? Или это аварийная расконсервация агента, завербованного "одной из западных спецслужб" в той же Югославии, (например, на контрабанде сигарет, модное было там и тогда занятие)? По-видимому, всё и проще, и сложнее. Ивашов давно в отставке, лицо неофициальное (хотя тут вспоминается сентенция Фагота-Коровьева о динамике официальности того или иного лица), в эфиры приглашается ради имитации плюрализма, а также напускает на себя загадочность, как многие ветераны, скажем, украинской политики. В основном, впрочем, Леонид Григорьевич часто обнаруживается в ротации довольно маргинальных каналов, к которым, правда, уже давно нельзя отнести тот же "Царьград". На первые кнопки пускать его не так уж и безопасно, в конце концов, тот же Владимир Соловьёв не упускает случая упомянуть о своём еврейском происхождении. Тем более, что к Путину Ивашов испытывает вполне понятную неприязнь военного, пусть и дипломата-бюрократа, к шмыгающему за спиной особисту, составляющему доносы в Третье управление.
Но, в отличие от утратившего адекватность на почве борьбы с евреями и многолетнего заключения полковника Квачкова, который пытался убить Анатолия Чубайса из арбалета, или старого черносотенца Мухина, способного разглядеть семитскую клинопись даже в соборе Василия Блаженного – Ивашов занял нишу относительно приличного "патриота-державника". Да только вот "правый" он советский, а не русский.
В принципе, это легко объяснить – родился Ивашов в Чуйской долине, а семья частично принадлежала к советской литературной богеме, так что при условном Навальном генерала выслали бы на историческую родину, предварительно ещё и люстрировав. Однако очевидно, что, несмотря на пресмыкательство Путина перед собственным префектом преториума Рамзаном Кадыровым, исторический процесс в РФ ползёт к перезагрузке и развитию национализма собственно русского (московского, великоросского). Прошлые попытки, правда, не были успешными.
Судьба собственно русского национализма у нас малоизвестна, а она в некотором смысле трагична. Русским националистам не давали развернуться то немцы Романовы (притом что Николай Вторый время от времени цеплял на лацкан значок "Союза русского народа" и подмигивал погромщикам), то большевики, а при Ельцине и Путине националистов (в советское и раннее постсоветское время они приняли форму писателей-деревенщиков, затем общества "Память") только поддразнивали с меркантильными целями.
В последний раз на полную катушку националистов всех мастей – русских, советских, малороссийских – Путин использовал на Донбассе, отчего ряды их сильно поредели. Можно увидеть, что крайне маргинальными стали "Русские марши", комическим был конец "Движения против нелегальной иммиграции" — переругались кураторы, а вожди обвинили друг друга в реализации коварных еврейских замыслов (лидер ДПНИ Белов-Поткин до сих пор находится в тюрьме). Постарели и поскучнели прочие лидеры помельче, кто-то сбежал в Украину и другие европейские страны, многие предпочли осетрину с хреном в федеральных структурах, и если малолеток еще можно развести на "Новое величие", то кровавых гиркинских проделок вроде "Русского образа" уже не повторить. Поэтому, кстати, и остался беглокомандующий не у дел, копит на зубы в коммерческой структуре и наотрез отказывается ехать на новую войну с украинцами. Что внезапно сближает актерствующего белогвардейца с советским генералом и полковником с белорусской фамилией.
А ведь дело в том, что новым центром притяжения ультраправых становится сиделец всея Московии Алексей Навальный. В отличие от украинской "Свободы" и российских красно-коричневых ветеранов (кстати, не стоит забывать, что тот же Гиркин пытался пролезть в депутаты вовсе не через "Родину", а на плечах у коммунистов), русских националистов вовсе не отпугивает в Навальном рыночный фундаментализм, иногда контрастирующий с популистскими лозунгами. Волнует их разве что заметное присутствие в ближайшем окружении вождя всё тех же евреев, с мыслью о которых встаёт и ложится каждый подлинный русский патриот.
В то же время красно-коричневым надо спасать свою паству, необходимо утвердить право собственности на культ попытки переворота 1993 года (когда лидер РНЕ Баркашов выступал на одной трибуне с чеченцем Хасбулатовым). Им важно как-то диверсифицировать своё отношение к Путину и его политике, не дожидаясь маразма – как Зюганов, аппарата искусственного дыхания – как Жириновский или выпиливания из собственной партии – как Миронов.
Тем более что просоветские элементы в современной РФ – может, и диванные воины, но они находятся в возрасте благосостояния, а интернационализм из них либо выветрился, либо приобрел исключительно великоросский характер высокомерно-благодушного попрекания прочих народов куском хлеба, когда-либо, якобы, оторванного от широкой русской груди (по-видимому, обладающей свойствами хлебного дерева). Большую часть этого электората сегодня контролирует Путин, меньшую – разного рода красно-коричневые. Официальное нападение на Украину разрушит этот слой – он растечется между Путиным, Навальным и зоологическими ненавистниками украинцев и Запада, а что останется советским дедушкам? Как писал по схожему поводу Владимир Маяковский, "одним бублик – другим дырка от бублика, это и есть демократическая республика".
В истории России уже был похожий эпизод. Черносотенцы-то, в итоге, поворотились против царя-батюшки, говоря образно потому, что у этого немчика никак не отрастала окладистая густопсовая борода, с которой в порывах негодования летели бы в лицо "разночинцам, студентам и евреям" остатки щей. Побирался при гетманском дворе молдавский дворянин Пуришкевич, растекался елеем в обращениях к Временному правительству попик Восторгов, и не поскакал на Дон в ряды белого воинства военврач Дубровин. Слиняли ревнители древнего благочестия, как будто их и не было, остались в памяти только какие-то нелепые дуэли с депутатами-евреями.
Так сегодня происходит и в путинской России, какой бы жуткой карикатурой на позднюю империю Романовых она бы ни была. Для многих социальных страт пришло время определяться, а к высоким должностям пробились ловкачи без "советских предрассудков" и с мощным зарядом ксенофобии, одичание и голод в провинциях выбрасывает в Москву и армию всё новые "контингенты" искателей места под солнцем. На фоне грядущего даже Путин может показаться предсказуемым старичком, гораздым разве что тянуть, что плохо лежит да кобениться перед европейцами. Тренд тревожных и потенциально грозных изменений и уловил Леонид Ивашов. Да только они начнутся в любом случае – полезет ли Путин на Украину, или, наоборот, откатится.
Когда в "Обитаемом острове" Стругацких страна Неизвестных Отцов напала на Хонти, в столице совершенно независимо от этого уже готовился переворот. Сама же война была необходима для перебрасывания ответственности и устранения политических конкурентов. В схватке бульдогов под ковром сегодня больше шансов победить у сделавшей карьеру при Путине "молодёжи", чем у советских генералов, помнящих "царя" мальчиком на побегушках у питерских воров.