Общество Бендеров и ноу-хау Рогозина. Когда Украина построит собственный космодром

Если вдруг побочный эффект большой стройки позволяет нации возгордиться, а объекту – так-сяк выполнять свою функцию, это становится приятным бонусом и лишним поводом попиариться

Кадр из мультфильма "Футурама"

Не берусь говорить за все украинское общество, но среди наших чиновников и власть предержащих почитателей Бандеры куда меньше, чем последователей Бендера. Точнее – Бендеров: как Сгибальщика Родригеса, так и Остапа Ибрагима. Зачастую – обоих сразу. Если кто не в курсе, то первый – футурамовский – матершинник, алкаш, любитель порнушки, рабочая кость с научной степенью сомнительного качества, полученной в столь же сомнительного качества ВУЗе. Классический же Остап Ибрагим – который потенциальный держатель двойного гражданства, мечтающий заработать здесь, чтобы жить там – славен любовью к схематозам и поистине легендарным умением пудрить мозги обывателям проектами космического масштаба.

Причем порой "космический масштаб" стоит понимать буквально. Как в случае с главой Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) Владимиром Тафтаем, срок полномочий которого вскоре истекает, и который, очевидно, эффектно начал публичную кампанию по переутверждению в этой должности в эфире "Первого Делового". То ли по наивности, то ли в силу неискушенности, он, впрочем, не скрывал намерения подаваться на конкурс, как только его объявят. Впрочем, на речах о радужных перспективах украинской программы покорения космоса это никак не сказалось. Спич о том, как, несмотря на хроническое недофинансирование под чутким руководством Зеленского наши спутники долбят небесную твердь настолько сильно, что даже SpaceX капутилировал перед натиском Киева, предоставив слоты для штурмовщиков околоземных орбит, можно было бы назвать зажигательным, если бы гость студии немного попрактиковался в ораторском искусстве, но… Что поделаешь: бюджет и впрямь чрезвычайно ограничен.

Тем не менее это ограничение отнюдь не помешало строительству Нью-Васюков для почтенной аудитории "ПД". Развертывание спутниковой группировки, вступление в Европейское космическое агентство, наконец – космодром. Причем за каких-то пять лет и 15 млрд. грн.

Живи Ильф и Петров сегодня, им пришлось бы не слишком редактировать свой труд. Скажем, примерно так: "Ослепительные перспективы развернулись перед любителями космоса. Пределы студии расширились. Стены павильона рухнули, и вместо них в голубое небо ушел стеклянный тридцатитрехэтажный дворец космической мысли. В каждом его зале, в каждой комнате и даже в проносящихся пулей лифтах сидели вдумчивые люди и чертили проекты на инкрустированных меторитами мониторах. Мраморные лестницы действительно ниспадали в синий Тендровский залив. У пляжного причала стояли океанские пароходы. По фуникулерам подымались в город мордатые иностранцы, джентльмены из NASA, южноафриканские поклонники повторного старта, индусы в белых тюрбанах – приверженцы многоразовых модулей, немцы, французы, новозеландцы, жители бассейна реки Амазонки и, завидующие ягорлыкцам, – киевляне, львовяне, харьковчане, херсонцы и одесситы. Электромобили конвейером двигались среди мраморных отелей. Но вот – все остановилось. Из фешенебельной гостиницы "Первая ступень" вышел Илон Маск. Его окружали дамы. Полицейский, одетый в специальную космическую форму (скафандр с аксельбантом), вежливо откозырял. К визионеру с достоинством подошел председатель украинского космического агентства. Беседа двух светил, ведшаяся на английском языке, была прервана прилетом Джеффа Безоса и будущего спонсора украинской лунной программы Макса Полякова. Приветственные клики потрясли город…"

Нет, о Ягорлыке и Тендровском заливе Тафтай не упоминал. Это, конечно, очень осмотрительно с его стороны, но согласно закону сохранения информации в интернете, любая хайповая новость имеет более раннюю версию. И, пользуясь этим законом, можно, в частности, выяснить, что автор предыдущей космостроевской сенсации – микрокомпания из Днепра Space Logistics – в октябре позапрошлого года заявляла о намерении строить космодром именно там, в Херсонской области, то ли в окрестностях, то ли на территории полигона Воздушных Сил. Глава SL Дмитрий Легеза, что характерно, тоже говорил о пятилетнем сроке строительства. Компания даже заказала сотрудничающей с концерном Boeing киевской фирме "Прогресстех" соответствующую экспертизу. Причем, как утверждается, провели ее по-волонтерски – на энтузиазме и бесплатно.

И если уж у ГКАУ так туго с финансами – обратились бы к собственникам интеллектуального продукта, авось те и теперь не откажут? Глядишь, и уберегут толику малую бюджетных средств (читай: налогов граждан) от блистательной перспективы очередного распила. А меж тем, пахнет именно ею. Потому как тот же Легеза в декабре 2019 года признавал: компания отказалась от проекта, поскольку с ныне имеющимися в распоряжении Украины технологиями – без возвращаемых ступеней – смысла в наземном космодроме нет. Потому как фрагменты отработанных ступеней могут ненароком посыпаться на головы турок. Что, вестимо, чревато боком для стратегического партнерства.

А и был бы смысл – то, стоит отметить, что, учитывая плотность заселения, возможности запусков были бы серьезно ограничены и сводились бы, по сути, к ракетам легкого класса, что существенно сказывается на рентабельности объекта.

Впрочем, в марте года нынешнего председатель комитета Верховной Рады по вопросам экономического развития Дмитрий Наталуха ничтоже сумяшеся воскресил тему: дескать, в ближайшие годы страна намерена построить собственный космодром, проект которого уже готов. Ну никогда такого не было – и вот опять…

Знают ли об этом в ГКАУ? Думаю, гораздо лучше и куда больше, чем я. Вот только невзыскательная публика с краткосрочной и фрагментарной памятью всегда падка на сенсации из разряда будущих новостей. Что-то мой навигатор не ищет завод "Тесла" в Тернополе. Не подскажете, как проехать? Что, говорите, "Гиперлуп" довезет? От самого аэропорта в Днепре? Ага, и посадка у нового корпуса фармкомпании (как бишь ее?..), что выпускает украинскую вакцину от коронавируса? Угу, ясно-понятно…

Большие стройки у нас – по мышебратскому примеру, но с поправкой на масштаб – затеваются с иными целями. И если вдруг побочный эффект такой стройки позволяет нации возгордиться, а объекту – так-сяк выполнять свою функцию, это становится приятным бонусом и лишним поводом попиариться. Как это было в случае со строительством российского космодрома "Восточный".

Победные реляции, правда, были несколько омрачены постоянными срывами сроков строительства, фантастической задолженностью рабочим и подрядчикам, а также раза в три выросшей сметой – зато Казахстан с его Байконуром проучили на славу. Кстати, удивляет, что светлые головы в ГКАУ до сих пор не попытались пообщаться с носителем бесценного опыта в этой сфере – директором Роскосмоса Дмитрием Рогозиным. Даром что он под санкциями, можно было бы что-то придумать, раз дело государственной в некотором смысле важности. Записали бы в актеры разговорного жанра, глядишь – и сработало бы. Чай не Моргенштерн, банально не испугается.