Неудобные вопросы о Донбассе
После решения Госдумы, открывшего путь к признанию Россией "ЛДНР", мы можем закрывать семилетнюю войну Минских соглашений, нормандских четверок и т.д. Мы уже очутились в новой реальности. Главное ее не проспать за празднованиями дней единства и шутками над беглыми олигархами.
Я составил список неудобных вопросов, которые многие задавали мне вчера, и на которые мы, к сожалению, пока не имеем или не хотим иметь ответов.
Подпишет ли Путин указ о признании "ЛДНР"?
Вероятность подписания выше 90%. Вчера он снова намекнул на Минские соглашения, поскольку решение о голосовании этого вопроса возникло после неудачной Берлинской встречи, когда Украина отказалась идти на российскую интерпретацию Минских соглашений, а Германия и Франция не дожимали Украину. Именно это вызвало жесткое раздражение Кремля и катализировало вопрос признания "ЛДНР". Сейчас главный неопределенный вопрос заключается только в скорости решения Путина. Теоретически, будет предпринята попытка еще раз заставить Украину сесть за стол переговоров. Но еще раз повторюсь, пока с очень высокой вероятностью мы можем говорить о том, что Путин признает эти образования.
Значит ли это завершение (заморозку) конфликта?
Увы, но нет. Это, напротив, угроза обострения. Россияне играют в две параллельные игры относительно Украины: во-первых, это обвал нашей экономики, и высокая цена на газ — только одна из частей этой стратегии. Во-вторых, это увеличение военной угрозы из-за признания "ЛДНР". Согласно "Конституциям" этих образований, их территория — вся Донецкая и Луганская области. Они потребуют возвращения всех территорий. Хотя ключевая задача – конфедеративная Украина или марионеточная Украина. У РФ нет сейчас понятного и готового плана по поводу последних двух позиций. Но их игра всегда одинакова – повышение ставок. И признание "ЛДНР" с последующей военной эскалацией – это однозначно поднятие ставок.
К сожалению, базовых сценариев два – дестабилизация внутри Украины и, возможно, как продолжение – военная эскалация. Признание "ЛДНР" не меняет почти ничего, кроме официального выхода российских войск на линию столкновения.
Кто выиграл в информационной войне Запад-Россия "Путин нападет"?
Выиграли и россияне, и американцы. Россияне добились сверхвысоких цен на энергоносители, вступление Украины в НАТО исчезло на десятилетие из повестки дня. Путин снова стал частью мировой геополитики и получил почти официально Германию как союзника РФ. Де-факто мы можем говорить о том, что за последний год он сделал для ослабления ЕС больше, чем за все годы своего правления. И тут следует сказать, что пассивная политика Украины последних лет по удерживанию антироссийской коалиции очень помогла Путину.
Байден после завершения учений российской армии начнет говорить, что он победил (практически победил) в карибском кризисе. В США есть полная консолидация двух партий относительно военной угрозы РФ, и наши внутренние, да и не только наши, интерпретации в стиле фильма "Хвост виляет собакой" там не воспринимаются вообще. Сверхвысокие цены на энергоносители более чем выгодны США. Отдельно следует остановиться на том, что США впервые так масштабно сыграли в информационную гибридную войну и получили колоссальный опыт того, как воевать на этом направлении. Путин откровенно был не готов к этому.
Отношения Украина-США: чего нам ждать?
На сегодняшний день мы не являемся субъектами в этих взаимоотношениях со всеми вытекающими последствиями.
Что будет делать Россия с "ЛДНР" как экономическими единицами?
Нужно начать с того, что на сегодняшний день, из-за сверхвысоких цен на уголь, "ЛДНР" практически бездотационны. И даже в самые плохие периоды дотации РФ не превышали 1,5-2 млрд долларов США. Сейчас на этих территориях создана относительно действенная вертикаль, подчиненная питерским чекистам (прежде всего Патрушеву и Иванову, которые и делят эту территорию и были главными катализаторами ускорения процессов признания). В целом, ничего не изменится. Хотя, насколько мне известно, в "ЛДНР" запускается миф о том, что с признанием республик начнутся серьезные вливания в инфраструктуру и создание некой витрины "русского мира" на границах с Украиной. С точки зрения пропаганды и распила денег – это был бы хороший ход, но пока это выглядит больше как фантастика. Вся логика действий РФ не предполагает ничего подобного.
Что делать Украине?
Все ключевые события по Донбассу, судя по всему, переносятся на осень, когда начнется новый отопительный сезон. Нам для прохождения следующего отопительного сезона и для стабильного функционирования экономики нужно закупить не менее 8, а реально 10 млрд кубов газа. В нынешних ценах это 10 млрд. долларов. Исходя из этих реалий, нужно рассчитывать все свои шаги. Итак, что мы должны сделать:
1.Просмотреть бюджет, в котором должно быть три главных строки: пенсии и зарплаты, покупка газа и удешевление газа, как для населения, так и для промышленности, и армия (у нас полгода, чтобы максимально наполнить армию нужной техникой). К сожалению, пока есть сомнения, что хоть копейку заберут из строительства.
2. Реально, а не на словах создать двухмесячный запас дизеля, а также продать за одну гривню, но под гарантии реконструкции один из государственных НПЗ (Дрогобыч или Одессу)
3. Государство должно перестать бояться создавать тероборону. Это ключевая задача на следующие полгода.
4. Мы должны опередить россиян в создании новой коалиции взамен нормандскому и минскому форматам. При этом параллельно должны создавать региональные союзы для решения локальных, выгодных нам задач. Отдельно стоит вопрос о налаживании отношений с Китаем. Это направление должно наконец-то заработать, и мы должны наконец отправить туда посла.
5. Слова о национальном единстве должны наконец начать наполняться содержанием (телеканал "Дом" не считается). Должен начаться большой общественный диалог. Власти должны выйти за пределы секретной комнаты, где варятся в собственном соку 15 человек.
Это тот минимум, без которого мы можем потерять государство