Нелегальный бизнес на крови. Как производители "Кровоспаса" зарабатывают на военных
С началом российского полномасштабного вторжения увеличилось количество случаев массового кустарного производства медицинских изделий для закрытия огромного дефицита на фронте
В Украине до сих пор остро стоит проблема военных аптечек и их качественного наполнения. Мы видели некачественные самодельные турникеты, плиты для бронежилетов из автомобильных рессор, поставку на передовую просроченных лекарств и множества ненужных вещей.
Возникает замкнутый круг, когда в результате проявлений народного энтузиазма производится некачественная и часто опасная для жизни солдата продукция, на это тратятся огромные средства, а руками небольших волонтерских организаций сознательно или нет некачественные и несертифицированные медицинские изделия попадают на передовую.
Кроме того, за такими кустарными производствами часто стоят не очень чистые на руку лица, мотивацией которых является желание заработать. Яркий пример такого псевдоволонтерского "бизнеса" —несертифицированный гемостатический кровоостанавливающий бинт (гемостатик) под названием "Кровоспас", который до сих пор массово попадает на фронт, а государство никак на это не реагирует.
"Кровоспас" официально производился с 2016 по 2019 год и в то время зарекомендовал себя в Украине как качественный и действенный аналог западных образцов. Он был сертифицирован на территории нашего государства и имел всю необходимую документацию. Cертификат соответствия на "Кровоспас" утратил силу в марте 2020 года, после чего официальное производство гемостатика не производилось.
В начале марта 2022 года химик Игорь Цурупа организовал кустарное, с нарушением технологии и остальных требований, производство несертифицированного изделия под названием "Кровоспас" в городе Обухов Киевской области. Производство медицинского изделия для военных они назвали "волонтерским" и начали собирать на это средства.
Для начала следует напомнить, почему изделие под названием "Кровоспас", которое производится в Обухове, подпадает под категорию кустарных и некачественных изделий, которых не должно быть в тактических аптечках на фронте. Если говорить коротко, это полностью незаконный и нелегальный продукт.
У "Кровоспаса" отсутствует право на соответствие требованиям Технического регламента по медицинским изделиям, также отсутствует сертификат качества. Это означает, что "Кровоспас" несертифицированное медизделие, он не прошел контроль на содержание гемостатической композиции, проверку на стерильность, проверку упаковки и маркировки, имеет проблемы со стерилизацией и т.д.
На производстве "Кровоспаса" отсутствует контроль за перепадами давления и влажности, нет проверки качества ингредиентов, не соблюдаются требования к правильному хранению ингредиентов, элементарные требования санитарии и стерильности. Фактически "Кровоспас" производится в подвальном помещении с нарушением всех санитарных норм, без необходимого медицинского оборудования. Подробно об условиях производства "Кровоспаса" уже писалось в СМИ. О специальной проверке каждой партии на микробиологическую чистоту речь тоже не идет. Работать над изготовлением кровоостанавливающих бинтов для фронта набирают людей с улицы без медосмотров, медкнижек, то есть всех желающих, даже детей.
Кроме несоблюдения всех возможных требований есть еще другая, финансовая сторона "Кровоспаса". И здесь речь идет о том, что незаконное производство под маркой волонтерства ни что иное, как банальная схема зарабатывания денег.
Организаторы называют свое кустарное производство "волонтерским", и утверждают, что снабжают фронтовые подразделения гемостатиком бесплатно. Однако постоянно занимаются сбором средств, просят донатить на якобы материалы для производства, собирают средства на личные банковские счета Игоря Цурупы. Это аргументируется тем, что средства идут "на продолжение производства" и "закупку реактивов и расходных материалов". Счета, размещенные на сайте, постоянно указываются в постах в социальных сетях. В разделе "Поддержать" на сайте указаны ссылки на личные счета Игоря Цурупы в "Приватбанке" и Monobank, также его личные PayPal и Patreon.
Интересно, что общение по приобретению "Кровоспаса" ведется исключительно в частных сообщениях Facebook или закрытых группах Telegram, то есть официально заказать его просто невозможно.
Схема получения денег, которую используют организаторы, – это "обмен" своих изделий на "благотворительную помощь". Когда волонтеры или частные лица обращаются к производителям, они заявляют, что предоставляют "Кровоспас" бесплатно, однако просят внести "небольшой добровольный взнос" в размере 50-70 грн за один бинт. Утверждается, что это "символическая сумма" якобы на материалы и развитие производства.
Здесь нужно обратить внимание на себестоимость изготовления одной единицы кустарного "Кровоспаса. Как мы знаем, производство незаконно. Организаторы не тратят средства на зарплаты работникам, поскольку работают бесплатно волонтеры. Налоги не уплачиваются, помещение получено от городских властей, нет расходов на сертификацию изделия, не нужно тратить деньги на технологический процесс, на соответствующее оборудование и на обеспечение стерильных условий производства.На материалы для изготовления бинтов также организуется сбор средств.
Организаторы не тратятся даже на элементарные расходные материалы, такие как перчатки, халаты и бахилы, а собирают на это деньги или просят прислать бесплатно. За счет этого себестоимость изготовления одного несертифицированного бинта минимальна. В сети можно найти информацию о том, что для стандартного 4-метрового она составляет в пределах 30 гривен.
Кроме того, можно найти подробную информацию о минимальном размере "взноса", который производители просят волонтеров и заказывающих людей задонатить в обмен за предоставленные "бесплатные" бинты. Ориентировочный размер взноса за одну единицу составляет 30 грн для бинта длиной 2 метра, 50-70 грн — для бинта длиной 4 метра и 10-15 грн для салфеток. Конечно, это минимальные суммы, и благодарные люди могут скидывать гораздо больше, думая, что это "символические" деньги. Но суровая реальность такова, что никто не будет заниматься делом, убыточным и финансово невыгодным.
Если считать, что себестоимость одного 4-метрового бинта составляет около 30 гривен, а донатится за одну единицу минимум 50, а часто это гораздо больше, в целом у организаторов получается немалая прибыль сверху.
К примеру, 22 сентября сообщество "Армия Волонтеров Днепр" сообщило, что было перечислено 6 тыс грн. благотворительной помощи производителю "Кровоспаса" за 100 единиц бинтов. Считаем Себестоимость производства одного бинта — 30 грн. Соответственно, себестоимость изготовления 100 бинтов составляет ориентировочно 3 тыс. грн. Таким образом, за счет этого доната заработок организаторов составил около 3 тыс. грн. сверху чистыми. Нужно еще поискать нишу для бизнеса, чтобы иметь 50% выручки, а то и больше, не неся за это никакой ответственности.
14 августа ОО "Общественная инициатива Галичины" сообщила, что сделала донат производителям "Кровоспаса" в размере 15 тыс. грн за 100 кровоостанавливающих салфеток и 100 гемостатических бинтов. Себестоимость производства 100 гемостатиков, как мы уже установили, около 3 тыс. грн. Если производители просят задонатить за салфетки минимум 10-15 грн за штуку, значит, их себестоимость также ниже.
В данном случае мы также видим достаточно немалую сумму, как минимум 10 тыс. грн заработка поверх себестоимости изготовления, под маской благотворительной помощи и заявлений, что "продукт не для продажи". Конечно, все подается как донат, и закупающие волонтеры обо всех нюансах незаконного производства не знают.
А вот еще один волонтерский отчет, и здесь та же ситуация: 100 "Кровоспасов", за которые было уплачено донат 10 тыс грн при себестоимости производства около 30 грн за единицу продукции.
Это лишь несколько наглядных примеров, однако в соцсетях можно найти огромное количество отчетов, где волонтеры сообщают о количестве закупленных "Кровоспасов" и размере "благотворительного взноса", который они перевели. Везде суммы значительно превышают ориентировочные затраты на его производство.
О масштабах нелегального заработка на продаже несертифицированной медицинской продукции для фронта можно только догадываться, особенно если учесть, что 11 августа организаторы нелегального производства сообщили, что пересекли отметку в миллион бинтов. И речь идет именно о продаже, потому что производители предоставляют свою продукцию за деньги и заранее договариваются о том, что за нее будет перечислен "благотворительный взнос" в соответствии с установленной минимальной "таксой".
По сути происходит незаконное производство и продажа медицинской несертифицированной продукции с целью получения прибыли под видом волонтерской помощи, с установленной ценой, себестоимостью, неуплатой налогов и нарушением закона. А также сознательный обман волонтерских фондов и организаций с целью получить от них больше средств.
Конечно, у производителей "Кровоспаса" отсутствует должная финансовая отчетность об использовании средств, что обязательно для всех добросовестных волонтеров и благотворительных организаций. Производители "Кровоспаса" никак публично не отчитываются, на что и сколько средств они тратят. Все это происходит под маской благотворительности, волонтерства и помощи фронту. Хотя по факту мы видим достаточно циничный заработок на крови, изготовление и продажу незаконной продукции сомнительного качества.
В аптечке солдата на передовой турникет и гемостатики обязательно должны быть сертифицированы, а разговоры о том, что "оно дешевое, но работает", должны уйти в прошлое. Также должны уйти в прошлое и прекратиться все попытки заработать на военных, прикрываясь волонтерством и благотворительностью. А любые попытки такого заработка на крови должны быть пресечены обществом, государством и работниками правоохранительных органов. Это касается и подвального производства с целью заработка несертифицированных медизделий под названием "Кровоспас", которое почему-то без проблем существует в Обухове.
Виновных за это нужно строго наказывать, а кустарные производства несертифицированной медицинской продукции закрывать. Чтобы волонтеры, которые собирают средства у людей на помощь, не переплачивали за некачественные медизделия нечистым на руку "дельцам". А солдат, защищающий страну на фронте, был уверен, что турникет в его аптечке не сломается и не порвется, а гемостатик надежно остановит кровотечение.