Загадочное дело "Мотор Сичи". Почему акции компании до сих пор могут купить россияне
В Украине так и не введены законодательные ограничения на оборот ценных бумаг эмитентов, чья продукция имеет военное или двойное назначение
Уголовное дело в отношении собственников "Мотор Сичи" лично у меня вызывает интерес как возможность раскрыть подноготную "крышевания" в Украине.
Одна из ключевых правовых проблем нашей страны — избирательность правосудия и "отвратимость" наказания. А должно быть наоборот: неизбирательность и неотвратимость. Почему на некоторые операции закрывают глаза, а затем "открывают". Сколько будет происходить это правовое "моргание"? Берем кейс "Мотор Сичи".
Еще 7 сентября 2017 г. решением Шевченковского районного суда города Киева на простые именные акции АО "Мотор Сич", которые учитываются на счетах депозитарного учреждения СП ООО "Драгон Капитал" был наложен арест.
Акции принадлежали следующим собственникам: "Skyrizon Aircraft Holdings Limited" (Виргинские острова), "Business House Helena, AG" (Панама), "Enfields Trade & Capital Corp." (Панама), "Waldo Trade Ltd." (Британские Виргинськие острова), "Granum Corporation" (Панама).
Арест акций был произведен по ходатайству СБУ, ведь уголовное расследование по данному делу вело именно главное следственное управление службы (внесено в Единый реестр досудебных расследований: № 22017000000000272 от 06.07.2017 г.). Ходатайство следователя было согласовано с органами прокуратуры.
По мнению следователей, в 2016 г. неизвестные лица из числа нынешних и бывших должностных лиц и конечных бенефициарных собственников "Мотор Сичи" (sic! да, именно так, хотя непонятно, как бенефициары могут быть "не установлены"), действуя по предварительному сговору между собой, с целью ослабления государства путем разрушения указанного предприятия как объекта, который имеет важное народнохозяйтсвенное и оборонное значение, осуществили ряд правовых действий для продажи контрольного пакета акций в пользу иностранных компаний.
Цель — переместить производственные мощности завода за пределы Украины.
Следователи также установили, что 25 февраля 2015 г. между предприятием и китайской компанией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co., Ltd. был подписан меморандум о сотрудничестве, которое должно было трансформироваться в создание в городе Чунцин (КНР) завода по производству авиационных двигателей. В рамках данного меморандума в Китай уже направилась группа украинских специалистов для налаживания производства. Попутно заметим, что Чунцин — один их крупнейших китайских городов, с населением более 32 млн человек, машиностроительное и научное сердце Китая.
Кроме того, 6 апреля 2016-го "Мотор Сич" получила от компании Skyrizon Aircraft Holdings Limited, упоминавшейся выше, кредит в размере $100 млн под 0,3% годовых на срок 10 лет. Нетрудно заметить, что подобные условия кредитования нельзя назвать рыночными даже для ликвидных западных компаний, не говоря уже об украинских, чей кредитный рейтинг придавлен "мусорным" суверенным рейтингом.
Следствие также выяснило, что за оффшорной компанией Skyrizon Aircraft Holdings Limited на самом деле стоит Hong Kong Skyrizon Holding Limited (Гонконг), а та в свою очередь принадлежит компании Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co., Ltd. (Китай).
У неискушенного читателя может голова пойти кругом от всех этих "стрелочек" перекрестного участия, когда компании принадлежат друг другу. Но ничего удивительного здесь нет: традиционная схема "упаковывания" международного корпоративного бизнеса. Многие крупные компании для работы в проблемных юрисдикциях (а к таковым пока, к сожалению, относят и Украину) создают перед своими "материнками" некий защитный экран в виде контролируемых оффшорных фирм.
Но искушенный читатель сразу вспомнит название указанной выше китайской компании, которая и заварила весь этот сыр-бор.
В мае 2017 г. первый вице-премьер — министр экономики Степан Кубив побывал в Китае на форуме "Один пояс. Один путь", по итогам которого заявил, что первый авиационный двигатель, собранный в рамках сотрудничества между "Мотор Сич" и Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co. Ltd, может быть продемонстрирован уже в конце текущего года. При этом проект по созданию в Чунцине соответствующего совместного завода был назван "одним из приоритетов правительства" (естественно, нашего). Первый вице-премьер также сообщил о готовности китайцев инвестировать $250 млн и в саму "Мотор Сич"…
С другой стороны, государство в свое время дало зеленый свет приватизации предприятия, которое могло остаться в госсобственности, но, тем не менее, было корпоратизировано. Сегодня — это открытое акционерное общество, акции которого могут спокойно котироваться на фондовых биржах, продаваться-покупаться на внебиржевом рынке ценных бумаг, являться предметом фондовых спекуляций и заработка.
В Украине, несмотря на постоянные мантры о национальной безопасности, так и не введены законодательные ограничения на оборот ценных бумаг эмитентов, чья продукция имеет военное или двойное назначение. И сейчас эти акции теоретически может купить кто угодно, даже "скрытый" инвестор из РФ.
Почему подобные законы до сих пор не приняты? Ответ прост: в ручном режиме намного приятнее регулировать "инвестиционный процесс", чем действовать по установленным правилам.
Таким образом, ключевой момент в деятельности предприятия — это период с 2017 по 2019 годы, когда было открыто уголовное дело с "загадочными результатами". А также вопрос, почему "переезд" завода в китайский Чунцин курировался на уровне вице-премьера Кубива.
В 2019-м китайцы попробовали исправить свою ошибку 2016-2017 гг. — тогда они не получили разрешение Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) на приобретение акций "Мотор Сичи".
АМКУ разрешение не дал и тогда китайские инвесторы пошли в международные суды, а Украина заявила о планах по национализации компании.
Но ключевой момент — это попытка по переносу производства в Чунцин. Собака зарыта там.
И на будущее. Парламент должен принять специальный закон о процедуре обращения акций стратегически важных предприятий Украины. Это крайне важно в контексте корпоратизации "Энергоатома", предприятий "Укроборонпрома", рисков приватизации "Укргаздобычи".
Чтобы потом опять не пришлось рвать волосы на макушке.
А волос, точнее заводов, становится все меньше и меньше.
Практика "крышевания" должна быть уничтожена.
Только неизбирательность правосудия.
Только неотвратимость наказания.
Текст публикуется с согласия автора: оригинал