Лукашенко не нападет? Трусость как фактор белорусского "пацифизма"
Александр Лукашенко пускается на самые разные уловки, чтобы только его армия не приняла участие в войне на стороне россиян. Возможно, его и дожмут, – но сейчас он целенаправленно приводит свои войска в небоеспособное состояние
Весь первый месяц войны Украина – помимо прочего – жила еще и в серьезном ожидании того, что белорусские войска вот-вот вступят в войну между Россией и Украиной. На стороне РФ, разумеется. И я устал, давая консультации разным ведомствам и комментарии разным СМИ, повторять раз за разом: Лукашенко свои войска в Украину не пошлет. Да, он предоставил свою территорию для вторжения, – потому что был должен Путину, без него "бацька" не усидел бы в своем кресле в августе 2020-го.
Было очень тяжело на вторую-третью неделю войны, когда раз за разом в СМИ и соцсетях Украины разгонялась информация: вот белорусские войска перешли границу, вот движутся колоннами, вот взяли в плен белорусского офицера, обозначение белорусской техники – белый круг, нет, красный квадрат, белорусские войска присоединятся к российской военной операции 21 марта, нет, 23 марта (это все фрагменты реальных сообщений из реальных источников).
При этом и украинские, и белорусские военные аналитики много и активно обсуждали версию, что белорусские силы, вступив в "военную операцию", могут ударить на Коростень, Луцк или Ровно, чтобы отсечь размещенные на западе Украины резервы в момент, когда российские войска пойдут на новый штурм Киева.
Но обошлось. Ни один белорусский солдат так и не переступил границу Украины. Хотя белорусских военных не раз подгоняли к границе с Украиной, выстраивали в боевые порядки… но затем отводили обратно.
В итоге украинцы сами начали троллить белорусов. 29 марта советник Офиса президента Украины Алексей Арестович заявил в интервью DW: "Вероятность вступления Беларуси в войну очень невысокая. И уход российских войск с севера Украины демонстрирует, что они поняли, что уговорить Александра Лукашенко не удастся. Я понимаю его. У них есть данные собственного соцопроса, показывающего, что большинство белорусских военных категорически негативно относятся к такой перспективе".
По словам Арестовича, Лукашенко не хочет рисковать, опасаясь, что его собственные войска или повернут оружие против него самого, или перейдут на сторону противника. "Вместо мощной белорусской операции в районе Киева будет переход белорусской армии на нашу сторону и будет мощная операция в направлении Минска. Они это вполне понимают и боятся. Заявление Минобороны РФ о том, что они вроде бы не хотели брать крупные украинские города, а будут "отбивать Донбасс", показывает, что они четко для себя выяснили, что белорусы воевать не пойдут", – уверен Арестович.
Это, конечно, было преувеличением. Белорусская армия не развернулась бы и на Минск не пошла. Но и воевать в Украине – не стала бы.
Еще резче 30 марта высказался Генштаб ВСУ: "Самопровозглашенное руководство Республики Беларусь продолжает отрицать участие в войне против Украины, беспрепятственно предоставляя территории для размещения подразделений вооруженных сил Российской Федерации, аэродромную и транспортную сети, а также места для размещения пусковых установок крылатых и баллистических ракет".
Ну и, наконец, 31 марта украинская разведка обратилась к белорусскому народу и армии, заявив, что "Украина никогда не представляла угрозы, не планировала и в дальнейшем не планирует каких-либо агрессивных действий в отношении Беларуси. В то же время военная разведка Украины обращается к военнослужащим белорусских вооруженных сил и призывает их отказаться от участия в преступной агрессии России против нашей страны".
Кроме того, украинские разведчики заверили белорусов: "Мы располагаем полными персональными данными всех военнослужащих, а также их родственников, из состава подразделений вооруженных сил Беларуси, которых пытаются втянуть в позорную, чужую для них и заведомо проигрышную войну против Украины".
Это, кстати, очень похоже на правду. Последние пару недель белорусские военные, размещенные вдоль границы с Украиной, массово получают звонки с белорусских номеров. Очень вежливые собеседники обращаются по имени-отчеству и воинскому званию, точно указывают воинскую часть, подразделение и текущее местоположение адресата, а далее спокойно объясняют, что идти воевать в Украину – не стоит. Потому что убьют, причем быстро. А если уж пойдете – сразу сдавайтесь в плен. Если, конечно, уцелеете после ударов артиллерией и "Градами".
Судя по реакции белорусских собеседников, они совершенно не настроены участвовать ни в каком "освобождении Украины от нацистов". Тем более, что очень у многих в Украине родственники, к которым они часто ездили в гости. Где совершенно спокойно говорили по-русски, а никаких "нацистов" в глаза не видели.
Лукашенко тоже не хочет воевать. Потому что все 27 лет своего правления твердил белорусам, что после распада СССР страна избежала войны только благодаря ему лично. А тут получится – не избежала… Оставшийся электорат может не понять, особенно когда начнут приходить гробы.
Так что Лукашенко крутится, как уж на сковородке, чтобы не оказаться втянутым в совершенно невыгодный для него конфликт. Сперва он публично объяснял Путину, что, мол, вы сами видите, как ведет себя коварное НАТО, так что если я кину свои боеспособные части в Украину, то сразу получу агрессию из Польши/Литвы/Латвии.
Потом "бацька" начал целую череду военных учений – то танки по полигонам гоняет, то бензовозы через всю страну колоннами – "отрабатывает логистику снабжения", то десантники проводят "боевое слаживание", стреляя из всего, что имеют. Новости о разного рода учениях появляются в белорусских СМИ ежедневно.
Внешне это может и выглядит как подготовка к вступлению в войну. Но люди, сведущие в военном деле, говорят, что на самом деле белорусские военачальники интенсивными учениями просто "убивают" ресурс техники, расходуют боеприпасы и ГСМ. Так что если из Кремля вдруг "настоятельно попросят" поучаствовать в "общем деле", Лукашенко только руками разведет – "А мне нечем!"
Последняя "фишка" – рельсовая война. Независимые белорусские телеграм-каналы (в том числе те, которые "дирижируются" спецслужбами РБ) сперва массово сообщали о диверсиях на железных дорогах. Мол, неизвестные экстремисты массово разбивают и сжигают релейные шкафы, из-за чего поездам приходится идти со скоростью 10-12 км/ч, а два поезда с военной техникой вообще сошли с рельсов.
Несколько дней назад уже официально было заявлено, что да, действительно, в Беларусии массово задерживают железнодорожников. Только 30 марта в одном из провластных телеграм-каналов появились "покаянные видео" 38 человек. Также еще четверых железнодорожников задержали в Гомеле. Как минимум один из них помещен в СИЗО КГБ. В постановлениях о задержании были указаны статьи "Измена родине", "Шпионаж", "Подготовка к акту терроризма" и "Акт терроризма".
Теперь смело можно предположить, что "дело железнодорожников-диверсантов" Лукашенко раздует по-максимуму – чтобы показать Москве очередную причину, по которой не получается поучаствовать в "военной операции".
Наконец, стоит понимать структуру белорусской армии. В ней из 50 тысяч личного состава три четверти – это вспомогательные и тыловые части. А те 10-15 тыс, которые боеспособны, не имеют вообще никакого боевого опыта, вооружены и мотивированы куда хуже не только украинцев, но и россиян. И умирать неизвестно за что они совершенно не намерены.
Похоже, Лукашенко все-таки нашел учебник истории ХХ века. В котором прочитал о судьбах двух диктаторов: Муссолини и Франко. Оба они поддерживали Гитлера. Но первый со своими войсками ввязался в войну – и плохо кончил. Второй отвертелся – сослался на то, что у него после гражданской войны страна в плохом состоянии. И спокойно правил еще несколько десятилетий.
Явно Лукашенко решил, что судьба Франко для него предпочтительнее.