Форточка Овертона. Как российская грязная бомба поразила Макрона и попала в Конгресс США

Тема "переговоров ради мира" снова набирает обороты. Причем в двух форматах сразу: как побуждение к переговорам Украины, так и "сепаратным" переговорам Запада с Кремлем.

Фото из открытых источников

Глава Минобороны Румынии Василий Дынку ушел в отставку после заявления о том, что США и НАТО должны вести переговоры с Россией ради мира в Украине. Реакция румынского политикума и совет министру от президента Клауса Йоханниса почитать газеты, конечно, радуют – не меньше чем переброска в страну подразделений легендарной американской 101 воздушно-десантной дивизии, с которой показательно совпала отставка.

Что не радует – это то, что тема "переговоров ради мира" снова набирает обороты. Причем в двух форматах сразу: как побуждение к переговорам Украины, так и "сепаратным" переговорам Запада с Кремлем – так сказать, через голову Киева. И если в Центрально-Восточной Европе подобные заявления считаются моветоном, что может стоить должности (конечно, если вы не венгерский премьер Виктор Орбан или представитель его команды), то кое-где подобная риторика на девятом месяце войны возвращается в политический обиход. Причем не только из уст совсем "бывших" вроде Ангелы Меркель или бывших с амбициями, таких как Дональд Трамп, но и в речах "нынешних". Ну ладно, Ибрагим Калын, советник президента Реджепа Эрдогана, мастерски сыграл роль Гермеса (мол, "мопед не мой, просто разместил объяву" – а нет, это уже цитата аятоллы Хаменеи)… Так вот, Калын просто публично объявил, что Россия, мол, ищет новой сделки с Западом. Правда, как раз тогда, когда и Москва цинично заявляла: аннексия оформлена – ждем киевских бояр на поклон (пардон, это Наполеон ключей от Белокаменной ждал. Впрочем, импринтинг очевиден). Илона Маска колбасило куда сильнее – и независимо от причин этой ломки, она была достаточно публичной, чтобы о необходимости мириться с Россией, пока мир не притрусило ядерным пеплом, не узнали разве что санкционированные в интернетах граждане КНДР.

Но здесь на сцену выходит вечно озабоченный Эммануэль Макрон. И начинается… Правду сказать, пусть бы начиналось как в анекдоте о поручике Ржевском. Потому что пошлятина от Макрона – это нечто особенное. Ведь одно дело – спорадические эксперименты, и совсем другое – оргиастическая серия казуистических экзерсисов с уклоном в миротворчество. Сначала – во время пятничной пресс-конференции по итогам второго дня работы Европейского Совета в Брюсселе, а затем – в воскресенье – в Риме.

Конечно, я в курсе, что войны выигрывают генералы, но завершают их дипломаты. Но когда его мечтательная экселенция заявляет, что возвращение к переговорам должно быть частью пути к прекращению российской войны против Украины, это наталкивает на мысль, что в Елисейском дворце до сих пор верят, что Москва способна к диалогу вне БДСМ-сценариев "домина и раб". А когда Макрон – не меняя контекста – вторично повторяет тот же тезис, здесь трудно удержаться от мыслей о фетише. Особенно когда это повторение звучит в рамках международного форума "Призыв к миру" в итальянской столице, которая в последние восемь месяцев этот призыв воплощала в откровенно извращенных формах (и ватиканские забавы во время Крестного хода были едва ли не самыми мягкими из них).

Впрочем, Макрон отличился еще одним пассажем. Он повторил, на первый взгляд, правильную и выгодную для Украины мантру о том, что именно Киев должен определять время для начала переговоров. Мантру, которую мы рады были услышать и от Байдена, и от Джонсона с Трасс. Вот только учитывая нынешний международный контекст, ее следует толковать не иначе как тыканье пальцем. Почему? Потому что история, которая этим заявлениям предшествовала, — очередной ядерный блеф Москвы. Только теперь уже не в виде угроз "спецбоеприпасами", за которые Кремлю конкретно прилетело, а в виде забытой, казалось бы, страшилки времен Аль-Каиды. Украина-де собирается применить грязную бомбу на тех своих территориях, которые настолько включились в состав России, что их не могут удержать российские войска.

Если вы не видите логики, читайте между строк. Как тот же Макрон. Выпуск джиннов (убийственных сил природы) – навязчивая идея Кремля. И если за небольшие теракты на АЭС сильно ругают, за большие обещают бить, а качественное разрушение сооружений Каховской ГЭС требует удара тактической ядерной боеголовкой (за что опять-таки обещаны розги), то остается что? Правильно, радиоактивная пыль. Здесь неважно, что Москва так и не заплатила Киссинджеру роялти за созданную для президента Никсона теорию сумасшедшего, которой беззастенчиво пользуется пересидент Путин. Важно, что его блеф дает удобный повод для возвращения Realpolitik.

И Макрон становится первым действующим западным лидером, который ее возвращает – если, конечно, не вспоминать о Сильвио Берлускони с его непостижимой ширнармассам надеждой опоить Путина. А чтобы это было не столь заметно – призывает РПЦ к сопротивлению российским властям. Можно, конечно, держать пари, что расистское выражение "борьба нанайских мальчиков" ему не знакомо, но суть не в этом. Суть в том, что таким ненавязчивым способом он создает иллюзию коммуникации с "хорошими россиянами" – и снова перехватывает инициативу у Олафа Шольца: тот после августовского заявления о важности переговоров с Путиным старается так не подставляться.

Впрочем, вместо занудного немца к вечеринке присоединились сразу три десятка заокеанских либералов. В понедельник прогрессистское крыло демократов в Конгрессе отправило Байдену коллективное письмо с призывом разнообразить беспрецедентную поддержку Украины дипломатическими усилиями – и наконец-то вступить с Путиным в… переговорный процесс. Представители левацких движений за все возможные права забавным образом вылезли на поле, где пасутся поклонники Трампа – и не то чтобы с принципиально иной целью. Хотя и не так прямо, они заговорили, по сути, все о той же новой сделке, что и 45-й (и в намерениях – 47-й) президент. Ради мира, конечно.

Что там напринимала Дума насчет тени намека на права ЛГБТ, как относятся к смуглым "чуркам нерусским" в Москве и что думают вагнеровцы о феминизме, разноцветных членах Конгресса и их гендерно противоположных коллег, конечно, не обходит (дисклеймер: высказывания автора, указывающие на -изм и -фобию таковыми не являются). Для них главное – громкий аккорд под промежуточные выборы, электорат любит миротворцев. Особенно электорат, гальванизированный социалистическими перспективами светлого будущего для всех и на халяву, особенно в трущобах. Ну а учитывая, что среди подписантов письма есть лица, близкие к вице-президенту Камале Харрис, не исключено, что это заготовка к президентским выборам 2024 года: два года – это длительный срок, особенно когда тебе, как Байдену, 80, и у тебя нервная работа.

То, что письмо появилось после того, как российский министр нападения Сергей Шойгу попытался скормить дезу о немытой украинской бомбе американскому коллеге Ллойду Остину (а до него – турецкому, французскому и британскому – особенно последнему, ведь именно Британия, согласно московскому сценарию, должна стать источником соответствующих технологий) – это, конечно, чистое совпадение. Ибо совпадениям дОлжно быть чистыми, нравится это вам или нет. Тем не менее, приходится констатировать: в течение октября Москва активно прорубала окна Овертона в видении западными элитами приемлемого завершения войны против Украины, навязывая тезис о неизбежности либо переговоров, либо мировой катастрофы. И, судя по последним событиям, форточка у нее получилась.