Кто такие антивакцинаторы, и что с ними делать

Этот текст написан не для срача, а для того чтобы мы, с одной стороны, попытались найти пути выхода из эпидемиологического кризиса, а с другой — чтобы мы перестали обзывать друг друга идиотами. Ведь правда, как всегда, находится посередине

Кто такие антивакцинаторы, и что с ними делать
Вадим Денисенко / dsnews.ua

Немного цифр

50% украинцев, согласно исследованию Украинского института будущего, до сих пор категорически против вакцинации. И это чуть меньше, чем было в начале вакцинации. Проще говоря, количество тех, кто (теоретически) согласился на вакцинацию, такое же, как и в начале пандемии.

Если взять Европу и бывший СССР, то за последнюю неделю лидеры по количеству смертей от ковид на 1 млн населения:

  • Румыния — 132
  • Болгария — 103
  • Литва — 78
  • Армения — 75
  • Босния и Герцеговина — 67
  • Черногория — 67
  • Грузия — 60
  • Молдова — 58
  • Северная Македония — 57
  • Латвия — 54
  • Украина — 53
  • Россия — 48
  • Сербия — 43

(Источник: Worldometers)

Эти цифры намного корректнее, чем те, которые тиражирует большинство наших СМИ, где дают общие цифры, а не в привязке к количеству населения. В этом списке хочу обратить внимание на одну особенность: 9 стран являются православными или моноправославными по вероисповеданию. Но об этом — ниже.

О провалах

На днях мы обнародуем нашу социологию о том, как партийные предпочтения влияют на вакцинацию (или сколько сторонников вакцинации в партиях). Так вот, немножко приоткрою цифры: у нас, среди партий, которые преодолевают барьер в 5%, есть только одна партия — "ЕС", где доминируют вакцинаторы.

И власти, и большинству политсил просто невыгодно с политической точки зрения говорить о вакцинах. Именно поэтому власть играла в молчанку и не проводила никакой провакцинной кампании. Даже вакцинация президента — это шоу одного дня, а не многомесячная кропотливая и сложная кампания. Но параллельно надо не снимать ответственность и с других политсил: абсолютное большинство из них преимущественно молчали.

Отдельно хочу обратить внимание на 1 миллион долларов: именно столько Минкульт хочет потратить на рекламу вакцинации. Но эти деньги — пустая трата, поскольку до сих пор в государстве не проведено ни одного официального (неофициального, насколько я вижу, тоже) исследования, где было бы изучено, почему люди против вакцинации. Как проводить рекламную кампанию без такого исследования, я не представляю.

Об угрозах пинг-понга

Сейчас единственная и главная стратегия власти состоит в перекладывании ответственности на регионы и мэров. Заявления Ляшко об увольнении руководителей областей, потому что логистически не так поставлены пункты вакцинации — это пиар, который не имеет ничего общего с реальностью. Центр проиграл вакцинацию. И от того, будет уволен руководитель облздрава или нет, — никак не изменится мнение 50% тех, кто категорически против вакцинации. Логистика пунктов вакцинации и логика принятия решения о вакцинации коррелируют, но очень слабо.

Сейчас власть просто хочет хайпом об увольнении руководителей отделов здравоохранения (возможно и справедливым) заменить тему о том, почему не идут вакцинироваться. Это позволит выиграть время для чиновников, но не для людей.

Мифы, которые надо опровергнуть

Когда мы говорим об антивакцинаторах, то преимущественно натыкаемся на слова "идиот", "сдурел", "сошел с ума". На самом деле это глубинная ошибка. К антивакцинаторам надо относиться, прежде всего, как к апологетам новейших религиозных сект. И таких сект в нашей жизни, благодаря соцсетям и изменениям коммуникационных цепочек, с каждым годом будет все больше. Между прочим, воинственные вакцинаторы — также подвид таких же сект. Без понимания этого мы не сможем коммуницировать в обществе и не можем не ссориться с близкими. Люди не то чтобы сходят с ума, они просто идут в квазирелигии, где существуют свои квазиобряды. Еще раз повторюсь, с каждым годом подобных историй будет все больше.

В любой подобной структуре (антивакцинаторы — это уже протоструктура со своей иерархией авторитетов), а у нас это 50% людей, есть свои буйные, умеренные, прибившиеся и т.д. Коммуникация с ними — это сложный механизм, где агрессия является последним из возможных пунктов.

Позиция власти, которая довольно слаба, особенно в таких случаях, преимущественно базируется или на идиотическом молчании (а вдруг рассосется), или на не менее идиотическом: а давайте блокировать посты в соцсетях (предложение министра Ткаченко).

Два видимых корня проблемы

Отдельно хочу остановиться на двух важных аспектах, которые лежат на поверхности. Все страны-лидеры смертности от коронавируса в Европе — преимущественно православные. Абсолютное большинство православных церквей Европы, и особенно Русская церковь и ее ответвления, если не открытые, то молчаливые противники вакцинации. В наших широтах они, по указанию РФ, даже пытаются возглавить этот процесс, не понимая до конца сути происходящего. И какие последствия это будет иметь для РПЦ, между прочим.

Второй момент: в основном во всех этих странах очень высоко развито самолечение, относительно невысоко доверие к врачам и относительно высоко доверие к нетрадиционным методам лечения.

Конечно, нужны более глубокие исследования (привет государству, которое этого не сделало), но эти выводы лежат на поверхности. И, к сожалению, религия является негативным фактором в вопросах одурманивания народа.

Выводы

1. Срочно нужно провести большое социологическое исследование мотивов антивакцинаторов и затем его регулярно повторять и углублять.

2. Надо сделать максимальные стимулы для тех 35%, которые теоретически готовы вакцинироваться, чтобы за три месяца иметь 40% вакцинированных.

3. Из числа противников вакцинации выделить, согласно исследованию, группу в 15-20%, которые колеблются, и провести кампанию, направленную только на них. Задача до 1 апреля их вакцинировать.

4. Снизить градус напряжения по отношению к тем 30%, которые будут категорически против (из этих 30% можно будет потом найти половину, которая при определенных обстоятельствах готова будет идти на вакцинацию.

Сложно это сделать? Нет. Дорого ли это? Также нет. Просто нужно перестать играть в пинг-понг.