• USD 41
  • EUR 45.6
  • GBP 54
Спецпроекты

Классы напряжения. Кто выиграет и кто проиграет от уравниловки в тарифах на распределение электроэнергии

Промышленные и бытовые потребители в целом платят разную цену за распределение электроэнергии. Этому есть экономическое обоснование, но регулятор выступил за переход на единый тариф. Проблема в том, что такое решение помешало бы экономике и евроинтеграции Украины. Почему?

Фото: https://khoda.gov.ua
Фото: https://khoda.gov.ua
Реклама на dsnews.ua

Недавно Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) вышла с инициативой уравнять тарифы на распределение электроэнергии независимо от классов напряжения потребителей. Это такая уравниловка, которой всегда болела энергетическая политика в Украине. Для рядового гражданина изменение малозаметное. Однако крупные промышленные потребители электроэнергии негативно высказываются об этой инициативе. И тут я попытаюсь объяснить почему. А еще эта идея противоречит принципам европейской политики и регулирования (которые мы обязаны имплементировать) и, наконец, здоровой логике экономически обоснованного тарифообразования.

В Украине есть два класса напряжения, применяемых для систем распределения электроэнергии. Первый — для потребителей, подключенных к линиям с напряжением выше 27,5 кВ (или тех, кто использует более 150 тыс. МВт∙ч в месяц). Второй — для потребителей, подключенных к линиям с напряжением менее 27,5 кВ. Понятно, что потребители первого класса — это большая промышленность, потребляющая много энергии. В разных странах Европы количество классов напряжения бывает больше, и для каждого из них есть свои тарифы на распределение. В Молдове, которую я часто использую в качестве примера для сравнения энергетической политики, таких классов напряжения три с соответствующими тарифами на распределение.

Тариф на распределение для первого класса ниже, чем для второго. Этому есть основание. Во-первых, в этих сетях меньше потери: чем выше напряжение в сети, тем ниже потери в ней и наоборот. За 2023 г. потери в сетях первого класса напряжения составили 4,13%, а второго — 7,14%. Во-вторых, это обычная рыночная логика: кто потребляет большие объемы, претендует на дисконты. Например, в Виннице тариф на распределение для первого класса составляет 344,82 грн/МВт·час, а для второго — 2028,18; во Львове — 311,75 и 1 631,03; в Днепре — 226,41 и 1 328,03. Следовательно, тарифы рассчитываются исходя из затрат на распределение электроэнергии по классам и объемов этого распределения. Это означает, что потребитель по каждому классу напряжения должен покрыть затраты, связанные с этим распределением. Количество потребителей первого класса несравнимо меньше, чем потребителей второго класса, которых единицы или десятки в регионе.

Идея уравнять тариф на распределение, как ожидается, сократит тариф для второго класса на 25%, и, естественно, повысит его для потребителей первого класса. И здесь важно, что такой подход нарушает принцип каскадирования затрат в формировании тарифа (cost cascading principle of tariff construction), который лежит в основе системы европейской энергетической политики. Фактически, за потери в сетях должны платить те, кто ими пользуются.

На самом деле это изменение приведет к очередному кросс-субсидированию — а это хроническая болезнь украинской энергетики. И потребители первого класса будут покрывать издержки и потери потребителей второго класса напряжения.

Другая сторона проблемы в том, что крупные потребители часто являются экспортерами и конкурируют на внешнем рынке. Сокращение тарифа для второго класса снизит затраты и себестоимость производства малых производителей. Но последние конкурируют только между собой на внутреннем рынке.

Наконец, есть еще одна группа бенефициаров такого решения, и они действительно получат наибольшую выгоду — это компании, которые дотируют тариф для населения по механизму ПСО — в основном Энергоатом (около 80%) и частично Укргидроэнерго. Эти компании покрывают разницу между реальной ценой электроэнергии (включающей плату за ее распределение) и фиксированным тарифом (4,32 грн/кВт·ч).

Реклама на dsnews.ua

Бытовые потребители — это исключительно второй класс напряжения. И сокращение тарифа на распределение во втором классе снизит реальную цену электроэнергии, а значит сократит затраты Энергоатома и Укргидроэнерго. В этих компаниях останется больше средств: в среднем 38 коп. на каждую 1 кВт·ч. Так с миру по нитке — гиганту капитал. И это вдобавок к тому, что эти компании будут аккумулировать больший ресурс после повышения тарифа с 2,64 до 4,32 грн/кВт·час.

    Реклама на dsnews.ua