• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Хорошие русские. Как реагировать на раскаяние и подвиги за поребриком

Героические поступки пропагандистов должны считаться спецоперациями, даже если они совершаются от всей души

Кадр из трансляции Первого канала российского телевидения
Кадр из трансляции Первого канала российского телевидения
Реклама на dsnews.ua

"Хороших русских" вдруг стало больше. Сначала Юлия Латынина размечталась о "западном, демократическом, рыночном русскоязычии", сосредоточенном в Киеве. Затем стало известно о толпах "креаклов", которые рвутся в Украину из-за поребрика, прося о немедленном предоставлении украинского гражданства, а в некоторых случаях – и оружия. В обоих случаях, по крайней мере, один публичный чиновник проявил понимание этих стремлений – и получил свою долю хайпа. Но тут произошла подлинная сенсация.

И произошла не где-нибудь, а в эфире Первого канала российского телевидения, едва ли не основного кремлевского средства внутренней пропаганды. 14 марта редактор Марина Овсянникова появилась в кадре программы "Время" с антивоенным плакатом. Она вышла в студию во время прямого эфира, выкрикивая "Остановите войну!" и "Нет войне!". Через несколько секунд эфир прервали кадрами заранее подготовленного сюжета. Перед акцией она записала видос, в котором объяснила причины своего поступка. Все сводилось к личному стыду за причастность к многолетней зомбификации россиян, обвинения только Путина в решении начать агрессию против Украины и нарратива "братские народы".

Конечно, этот акт гражданского неповиновения вызвал большой резонанс в мире. Но в нем кое-что настораживает. Как минимум, то, что прямых эфиров в прямом смысле слова на российском телевидении (как, собственно, и на любом другом) просто нет – все программы идут с определенной задержкой, которая может составлять от 30 секунд до пары-тройки минут. Стол ведущих в этой студии стоит на помосте, куда еще нужно залезть – не говоря уже о том, что попытка редактора туда проникнуть, да еще и со свертком в руках, сразу вызвала бы подозрение. Обращение Овсянниковой было, очевидно, тщательно отрепетировано – и прекрасно снято. К тому же, в соцсетях практически сразу появились десятки фотографий и видеозаписей этого инцидента. Вы часто снимаете новостные выпуски? Вот именно.

А главное – результат:

1. Миллионы жителей РФ увидели плакат "Нет войне. Пропаганда вам лжет".

2. Миллионы украинцев увидели, что даже среди ведущих пропагандистов есть борцы за правду и свободу.

3. Миллионы людей во всем мире увидели, что россияне способны сопротивляться диктатуре. Несмотря на неизбежное наказание – практически сразу стало известно, что Овсянникову арестовали.

Реклама на dsnews.ua

Что ж, возможно, это действительно подвиг. В конце концов полковник граф фон Штауффенберг, прежде чем заложить бомбу под стол Гитлера, тоже был героем Райха, имея за плечами кампании в Польше, Франции и Африке. И все же, когда Фатерлянд оказался на грани военной катастрофы, понял, что ради его спасения нужно устранить фюрера.

Но был в истории Третьего германского Райха и другой эпизод. К сожалению, не такой известный, однако очень похожий на произошедшее вчера в эфире 1 канала в первом Райхе Российском. Некая газета опубликовала информацию о планах наступления германской армии. Тираж ожидаемо конфисковали, а редактора отправили в концлагерь за разглашение государственной тайны. Но после войны выяснилось, что все это было частью информационно-психологической операции с целью ввести противника в заблуждение.

И мы не можем исключить, что в случае с Овсянниковой тоже речь идет о такой операции. Более того, ее могли использовать втемную, доведя до правильной кондиции и помогая реализовать задуманное с максимальной оглаской. Причем операция эта вполне могла быть направлена на две стороны. Внутренняя аудитория не только увидела антивоенную акцию, но и узнала о наказании мятежницы. Более того: Маргарита Симоньян, один из ведущих пропофюреров РФ, тут же заявила, что в России, мол, пора наводить порядок. Что это, как не прямой призыв к дальнейшему закручиванию гаек и усилению репрессий? И в этой ситуации Кремлю будет одинаково выгодно и показательное наказание Овсянниковой (демонстрация контроля), и относительно мягкое (демонстрация гуманности).

Что касается аудитории внешней, то демарш Овсянниковой усиливает те нарративы, которые распространяются по миру на протяжении последней недели. Нарративы, обозначаемые тегами #stop_hating_russians и #мне_не_стыдно. Эти месседжи могут выглядеть противоположными, но, по сути, они скорее дополняют, чем противоречат друг другу. Ибо они защищают россиян, "непричастных" к преступлениям их государства. Защищают, несмотря на то, что их ежедневный выбор к этим преступлениям и привел. Голосование и воздержание, страх выйти на улицы и неспособность оказывать организованное сопротивление. Постоянный запрос на пропаганду и общенациональная мания величия – это непосредственная заслуга простых россиян. Всех – и тех, кто жил все эти годы в России, и тех, кто даже вне ее продолжал поддерживать ментальную связь с родиной. Хотели величия – нате. А то, что не готовы за него платить лично, – уж, извините, еще один урок. Тот, что о халявном сыре и мышеловке.

Между тем игра в "хороших русских" выглядит либо как комплексная спецоперация, либо как стихийное движение, направленное на то, чтобы свалить всю ответственность за преступления режима на нескольких высокопоставленных лиц во главе с Путиным – и перезапустить проект "России с человеческим лицом", гуманитарной. помощью и очередной порцией "ножек Буша, Байдена или кого еще". До сих пор это срабатывало всякий раз, когда очередной империи со столицей в Москве или Петербурге давали по зубам.

Гаагский трибунал – это здорово. Но потребность во втором Нюрнбергском процессе становится все острее. Свою долю стигмата, по меньшей мере, моральной вины должен получить каждый из россиян. И то, как они справятся с ней, в конце концов станет определяющим для будущего – их, России и мира.

    Реклама на dsnews.ua