График отключения видишь? А он есть

В Украине уже не хватает электроэнергии для промышленности, хотя население массово не отключают. Впрочем, обманчивое впечатление, что все хорошо, может дорого стоить украинцам

www.freepik.com

На прошлой неделе произошла пятая масштабная атака на энергетическую систему Украины за период с 22 марта (22 и 29 марта, 11 и 27 апреля) с прицелом на тепловые и гидроэлектростанции. В результате нанесенных повреждений уже даже импорт не позволяет покрыть спрос. Поэтому системный оператор вынужден прибегать к отключениям и ограничениям потребителей (больше известным как пресловутые графики), о которых долго предупреждали.

И на этом месте часть населения скажет: "Стоп! Какие проблемы? Какие графики отключений? У меня свет есть круглосуточно, и у моих соседей и знакомых! Это все ложь! Вы просто хотите повысить тариф!".

Мне лично приходилось сталкиваться с такой реакцией типа "Все нормально, свет же есть, вы нас просто пугаете без дела".

На самом же деле системный оператор вынужден ограничивать и отключать промышленных потребителей. И не только в часы вечернего пика, когда нас призывают экономить, но уже дошло и до отключений промышленности ночью. Между тем, бытовые потребители (население) находятся в преференциальных, а фактически тепличных условиях. Справедливо ли такое неравномерное ограничение промышленных и бытовых потребителей? А вернее: оправдано ли такое неограничение населения ценой потерь для экономики?

Чтобы ответить, рассмотрим ситуацию всесторонне.

  1. В часы пикового потребления и дефицита останавливают промышленность, а работники, соответственно, простаивают. Отключение означает сокращение производства и доходов предприятий. Следовательно, с высокой вероятностью работников начнут переводить на сокращенный рабочий день (конечно, с уменьшением зарплаты). Однако они должны быть рады тому, что у них дома есть свет (но не факт, что пережидать время вынужденной остановки производства они смогут там, а не на рабочем месте).
  2. В значительной степени социальные расходы финансируются за счет международной грантовой помощи и долгосрочных низкопроцентных кредитов. А армия в основном финансируется внутренними ресурсами — благодаря работе экономики и за счет уплачиваемых налогов. Ограничивая экономику, мы тем самым создаем проблемы с финансированием армии. Не стоит напоминать, что экономика охваченной войной Украины и без того в сложном положении.
  3. Приоритет в неотключеннии бытовых потребителей (населения) создает обманчивое впечатление, что все в порядке. Конечно, некоторые люди внимательно прислушиваются к призывам экономить электроэнергию в час пик, но вряд ли большинство. Такой приоритет ценой отключения экономики отнюдь не стимулирует экономное энергопотребление.
  4. Отключение бизнеса и остановки производств повлияют на возможность выплачивать заработные платы и, соответственно, будут сокращаться доходы работников. Однако часть бизнеса перейдет на дизель-генераторы (потому что возможности импорта ограничены и исчерпаны), что сделает энергию для таких предприятий гораздо дороже. Это значит, что себестоимость их продукции повысится, поэтому будут расти цены на часть потребительских товаров. И это почувствуют украинцы на своих кошельках.
  5. В конце концов не можем исключать новых ударов, после которых придется ограничивать и потребление населения. При этом, согласно разным сценариям повреждений и разрушений, масштаб отключений может быть больше, чем зимой 2022-2023 гг. И это может оказаться настоящим шоком для населения после попыток власти оградить его и создать иллюзию отсутствия проблем.
  6. А теперь представим, что начало отключений совпадает с моментом, когда правительство решит поднять тариф для населения? Это будет практически двойная проблема для потребителя. И не нужно иллюзий — более высокий тариф не решит всех проблем, особенно в условиях новых потенциальных обстрелов…

Следовательно, попытка уберечь население от отключений не гарантирует круглосуточного энергоснабжения и в ближайшем будущем. Но создает проблемы для населения уже сегодня. Поэтому стоит подумать о паритетах: следует ли оберегать бытовых потребителей от отключений ценой простоя промышленности.