Энергетический переход. Как Украине построить зеленую генерацию за $17 млрд

Украина стоит перед важнейшим выбором: инвестировать в устаревшие угольные ТЭС или развивать децентрализованные источники зеленой энергии. Второй путь открывает перспективы, но требует больших инвестиций

www.dia.dp.gov.ua

Какие мощности нужны Украине

По состоянию на 2024 г. Украина потребляет на 30% больше угля на 1 кВт*ч, чем в целом Европа (400 г против 280 г). Угольные ТЭС столкнулись с серьезными повреждениями из-за агрессии, потеряв до половины мощностей. Так, крупнейшая энергетическая компания ДТЭК заявила о потере 50% генерации по состоянию на март 2024 г.

Согласно европейским директивам, предполагается выведение из эксплуатации большинства ТЭС и ТЭЦ до 2034 г., что требует больших инвестиций в модернизацию энергосистемы и перехода на альтернативные источники энергии.

Но даже до того времени есть еще один большой вызов. С 2026 г. механизм CBAM начнет регулировать налогообложение выбросов углерода при импорте товаров в Евросоюз, что также касается импорта электроэнергии. Для Украины это может увеличить стоимость экспорта электроэнергии в ЕС в 1,5-2,5 раза из-за высоких выбросов угольных ТЭС. Потенциально это станет барьером для доступа украинской электроэнергии на рынок ЕС. Поэтому Украина должна адаптироваться к CBAM, развивая генерацию из возобновляемых источников энергии, чистые балансирующие мощности и снижая выбросы.

Итак, общая инвестиционная потребность в новых мощностях для надежной работы энергосистемы сильно поврежденной атаками оценивается в $17 млрд и растет с каждым ударом агрессора.

Для достижения целей зеленого перехода (в части замещения угольных ТЭС) Украине нужно добавить до 12 ГВт "зеленой" мощности:

  • ветровые электростанции (30-40% общих потребностей) — 3600-4800 МВт,
  • солнечные станции (20-30%) — 2400-3600 МВт,
  • когенерационные установки (15-25%) — 1800-3000 МВт,
  • системы хранения энергии (5-10%) — 600-1200 МВт.

Необходимые инвестиции в ветровые станции оцениваются в $4,5-6 млрд, столько же — в солнечные, когенерация потребует $2-4 млрд, установки хранения энергии — $0,6-1,2 млрд. Так и формируется общая потребность в инвестициях в $17 млрд.

Следовательно, такой переход потребует значительных финансовых вложений, но он является ключевым этапом на пути устойчивого и независимого энергетического будущего Украины.

Как построить новейшую генерацию

Успешная приватизация государственных ТЭС и ТЭЦ в условиях войны, когда эти объекты стали мишенями атак, маловероятна. Более того, она усложнена, в частности, потребностью в переходе на альтернативные источники энергии и закрытии устаревших угольных блоков до конца 2033 г. в соответствии с обязательствами перед ЕС.

Более перспективен другой подход. Приведем пример. В 1998 г. Украина ратифицировала Соглашение с ЕБРР о займе для финансирования компании UkrESCO, направленное на проекты по энергосбережению и обеспеченное 25% акций Cherkasyoblenergo (Черкассыоблэнерго). Благодаря этому UkrESCO реализовала более 30 проектов энергоэффективности, вернув "заемные средства" ЕБРР. В 2006 г. была ратифицирована вторая фаза финансирования проектов энергосбережения на сумму около $20 млн. Этот опыт показывает, что акции государственных ТЭС и ТЭЦ могут служить гарантией кредитных соглашений. Тем не менее политические интересы и длительные процедуры часто мешали использовать этот подход для финансирования развития альтернативной энергетики и внедрения зеленого перехода.

В Украине есть тепловые электростанции, работающие на государственном угле. Они ровесники 4 и 5 пятилетки СССР. Вместо того, чтобы устанавливать распределенную генерацию в виде "солнца", "ветра" и когенерации, мы подвергаем себя опасности — энергетической и экологической (выхлопы).

Последние события с уничтожением некоторых из ТЭС показывают, что разбить такой дорогостоящий объект одной или несколькими ракетами очень просто. Иная ситуация с распределенной генерацией, установленной в некоторых районах.

Поэтому единственным выходом для противостояния агрессору в энергетической сфере является альтернативная энергия солнечных электростанций и балансирующих единиц — когенерационных установок, которые могут быть подкреплены ветровой генерацией.

Чтобы оценить сколько электроэнергии будет достаточно для частного жилья, нужно заглянуть в договор с электропоставляющей компанией и выяснить какая мощность подключена к вашему дому сейчас. Как правило, это 3-12 кВт.

А чтобы оценить, какую солнечную (фотоэлектрическую) станцию поставить, достаточно обратиться в специализированные фирмы. По оценкам аналитиков Razom We Stand, цена гибридной (то есть с аккумуляторами) станции может составлять 1 кВт ~ $1 тыс. Да, это недешево, но надежность электроснабжения крайне необходима. К этому можно добавить и свои плюсы: после установки станции владелец может продавать излишек в сеть по зеленому тарифу и получать дополнительные деньги на свой счет.

Реализация проектов базовых солнечных электростанций 10–30 кВт длится 1–3 месяца. Большие ВЭС могут быть построены в течение 1-2 лет в зависимости от проработанности проекта, то есть наличия информации, ветровых нагрузок и доступности сетей.

Расчеты показывают, что при средней мощности потребления домохозяйства 3-10 кВт одна большая ветроустановка в 6 МВт может обеспечить до 1200 домохозяйств. При наземном применении солнечных электростанций необходимая площадь застройки составляет 1 га — 0,5 МВт. То есть каждые 0,5 МВт установленной мощности, соединенные с системой накопления, могут обеспечить до 500 домохозяйств чистой электроэнергией.

Откуда брать финансирование?

Например, "Ощадбанк", "Укргазбанк", "Приватбанк" и банк "Львов" разработали несколько программ по энергоэффективности, позволяющих установить надомные электростанции или утеплить дом по кредитным программам. Также есть местные программы компенсации при покупке энергоэффективного оборудования, которые можно найти на сайте Государственного агентства по энергоэффективности для каждой области. Так, при покупке негазового/электрического котла, цену можно снизить на 15% за счет местных программ по энергоэффективности. Также существуют специализированные кредитные программы для ОСМД.

В Украине действуют программы технической помощи, такие как GIZ, через которые пилотно в 2024 г. 16 общин получат солнечные электростанции для школ, садов, коммунальных предприятий. На сегодняшний день главным критерием для получения такой программы является наличие местного энергетического плана и подготовленных местных специалистов — энергоменеждеров.

Акцент на критической роли инвестиций в децентрализованную генерацию после направленных атак рф, раскрывает безоговорочную потребность в объединении усилий для перехода на возобновляемые источники энергии. Это позволит заменить устаревшую инфраструктуру и обеспечить устойчивое энергоснабжение.

В целом для этого нужно создать условия путем внедрения евроинтеграционных политик и мер с особым фокусом на развитии возобновляемых источников энергии. Речь идет в частности о:

  • содействии частным инвестициям в зеленые технологии и энергоэффективность, включая стимулы и снижение бюрократических барьеров при получении компенсаций части налогов (путем налоговой скидки), когда устанавливается СЭС; упрощение оформление при установке коммерческих узлов учета для солнечных станций (РЭМ) и др.
  • разработку и реализацию программ переквалификации работников угольной отрасли и угольных ТЭС, которые будут закрыты, не подлежат реконструкции или ремонту.
  • подготовку инфраструктуры для интеграции с Европейской энергетической системой, учитывая требования CBAM, а также дальнейшую потребность в расширении мощностей интерконнекторов Укрэнерго.

Также важно сосредоточиться на повышении энергоэффективности во всех секторах экономики, что позволит снизить энергопотребление и зависимость от импорта энергоресурсов. Прежде всего, это касается местных коммунальных предприятий, таких как водоканалы, теплосети и горсвет.

Правительству следует избегать инвестиций в проекты, основанные на ископаемом топливе, учитывая высокие военные риски, большие расходы и международные обязательства Украины в сфере борьбы с изменением климата. Следует также разработать финансовые механизмы гарантий инвесторам возвращения инвестиций в военное время.

Сотрудничество, с Европой должно приблизить Украину к устойчивому, климатически позитивному будущему, основанному на чистых технологиях и возобновляемой энергетике.

В блоге использованы материалы мероприятия "Перестройка энергетического сектора Украины с помощью зеленых технологий: Возможности для немецко-украинского сотрудничества", проведенного Razom We Stand в сотрудничестве с E3G, Berlin Economics и Low Carbon Ukraine Project.