Демонстрация власти. Речь Путина глазами психолога

Владимир Владимирович Путин регулярно преподносит возможность провести самые интересные психологические наблюдения. Его поучительная лекция по истории Украины и процедура сбора мнений от членов Совета безопасности позволяет сформулировать несколько полезных невербальных выводов

Владимир Путин

Начнем с лекции.

Обращение Путина к россиянам заняло целый час. Опустим вербальную сторону и сконцентрируемся на невербалике (хотя ее в этом выступлении крайне мало).

Поза Путина практически не меняется на протяжении всей лекции. Он сидит нарочито расслаблено: откинулся в кресле, повернулся боком, немного даже сполз под стол, настолько его положение расслаблено. Руки касаются края стола и все движения руками ограничены небольшим пространством на уровне груди, жесты несколько вялые и однообразные, экономные, без энергии. Так жестикулируют и сидят люди, которые говорят о чем-то обыденном или давно решенном. 

Такая невербальная картина говорит о спокойствии и непринужденности, если бы не один нюанс – Путин сидит в такой позе целый час. Можно предположить, что человек настолько ощущает комфорт и спокойствие, рассуждая о войне, что даже не выползает из-под стола, но очевидно, что это не так. Подобная картина застывшего спокойствия формируется сознательно и специально для достижения заранее продуманной цели – продемонстрировать спокойствие, когда ощущается его недостаток.

При этом более мелкие движения и акценты не имеют большого значения: Путин покашливал (вероятный признак волнения) когда говорил о базах НАТО в Украине; его мимика выражала презрение, когда он отзывался о "народных республиках". Это детали, которые не влияют в целом на картину – Путин СТАРАЕТСЯ демонстрировать спокойствие и расслабленность.

Вторая часть – трансляция совещания российского Совета безопасности.

Это была очень странная трансляция. Время на часах у Шойгу отстало на несколько часов, выступление Генерального прокурора и мэра Москвы вообще вырезали, спич Матвиенко состоял из грубых склеек. Ясно, что показали лишь то, что можно было показать. 

Поведение Путина было демонстративно скучающим. Во время выступления своих подчиненных он осматривал потолок, ковырялся в ногтях, крутил ручку, делал отрешенный взгляд и явно скучал. Включался лишь во время совершенных ляпов со стороны подопечных либо когда подхватывал высказанное мнение и усиливал его своей аргументацией. Вот эта демонстративная скука является четким сигналом неуважения к своим подчиненным. А значит – четким сигналом демонстрации собственной власти. 

Безусловно, никакого сбора мнений не было. Была четкая процедура сбора сигналов лояльности и наказание на неверно угаданный вектор. И тут еще более странным выглядит кейс Патрушева. С одной стороны, возможно, он действительно достал Путина своей гибкостью и отсутствием собственного мнения (что в условиях Кремля, по идее, является конкурентным преимуществом), но с другой стороны – для чего демонстрировать это на всю страну? Чтобы что?

Получил и Нарышкин со своим преждевременным оглашением планов по выходу на рубежи админграниц областей. 

Итак, демонстративная скука Путина, раздача унизительных нагоняев подчиненным и ошибочность высказываний верхушки Кремля может говорить о том, что главная игра Путина направлена не во вне, а внутрь. Его внимание сосредоточено на том, как ведут себя его подчиненные, насколько они угадывают его направление. То есть они не знают, что будет, им приходится гадать. Либо они настолько встревожены и взволнованы, что не понимают, чего именно от них ждут.

Путин задает однозначное идеологическое направление и консолидирует элиту. Он демонстрирует искусственное спокойствие и хладнокровную агрессию по отношению к своим. Очевидно, что сейчас для Владимира Путина важнее продемонстрировать свою власть, чтобы ни у кого внутри страны не возникло сомнения в том, что он способен ее осуществлять.