Чиновники Минобороны уничтожают украинских производителей такмеда
В Министерстве обороны Украины под предлогом стандарта НАТО для медицинской продукции пытаются протянуть очень противоречивое решение с точки зрения государственной безопасности
Война в Украине вынудила пересмотреть многие аспекты жизни, в том числе и вопросы тактической медицины. С началом 2014 года Украина отошла от советского наследия и начала перенимать передовой опыт стран НАТО, в том числе США. Речь идет именно о хронологии оказания помощи и средствах. Внутри страны появился рынок, который стали осваивать внутренние производители. В частности, начали производить полностью все изделия, присутствующие в аптечке военнослужащего. Однако новая команда министра обороны Рустема Умерова принялась прилагать максимум усилий, чтобы уничтожить украинских производителей тактической медицинской продукции.
В Министерстве обороны Украины под предлогом стандарта НАТО для медицинской продукции пытаются протянуть очень противоречивое решение с точки зрения государственной безопасности. Департамент здравоохранения во главе с Оксаной Сухоруковой пытается в нормативной документации протянуть требование для поставщиков тактической медицинской продукции — наличие сертификата комитета ТССС. С точки зрения логики и законодательства совершенно бессмысленное и антигосударственное решение. В частности, рекомендациям протокола TCCC, разработанного в Соединенных Штатах Америки Министерством обороны США, в основном отвечают только американские медицинские изделия и технологии. Украинские изготовители выпускают продукцию на основе рекомендаций комитета ТССС. Однако чиновникам в Минобороны этого почему-то мало, мотивируя это стандартом НАТО. Это требование является манипуляцией, поскольку того же стандарта, обязательного для выполнения, у НАТО нет. Большинство стран-членов альянса утверждают протокол оказания медицинской помощи на основе ТССС. Однако поставка медицинских изделий осуществляется на основе соответствия, а не на основе наличия лицензии комитета ТССС. Это немного совсем разное.
Что касается стран НАТО, то они закупают американский и британский такмед. В большинстве случаев это связано с тем, что другие страны со Второй мировой войны нигде не воевали, соответственно отрасль производства тактической медицинской продукции не развивалась. Что касается США и Великобритании, то у них, наоборот, эта сфера развивалась и двигалась в ногу со временем. Отчасти это связано с тем, что их армии присутствуют, а иногда активно принимают участие в боевых действиях, соответственно наличие качественного такмеда необходимо.
В самом альянсе НАТО большинство стран не имеют своих производителей такмеда, на что есть вполне логичные причины. В частности, из-за небольших собственных армий и отсутствия большого объема. Однако это не означает, что кроме США и Великобритании никто больше этого не производит. Пример Франции и Турции этому показателен. У них крупные сухопутные армии, соответственно — большой рынок, который пытаются закрывать за счет отечественных производителей. Более того, даже у украинских солдат можно найти в аптечках турецкий такмед. В этом плане у Турции есть чему поучиться, ведь она свою продукцию поставляет как странам НАТО, так и в другие регионы. Берут турецкие производители преимущественно тем, что по качеству делают хорошие изделия — и по цене ниже США или других европейских производителей.
Многим странам-членам НАТО нет смысла развивать с нуля производство, когда есть США с уже готовым продуктом. У нас ситуация совсем другая. С 2014 года появилась целая отрасль тактической медицинской продукции, которая развивается с каждым днем и усовершенствуется. Некоторые украинские производители уже экспортируют свою продукцию за границу. Однако чиновники Министерства обороны Украины прилагают максимум усилий, чтобы таких производителей в Украине не было. Возможно, ответственные органы должны проверить такую упорную борьбу с украинскими производителями тактической медицинской продукции. Тем более что президент Украины Владимир Зеленский инициировал программу "Покупай Украинское".
Если у Минобороны есть вопросы к отечественному такмеду, то Гослекслужба должна вмешиваться и отменять лицензии для компаний, не отвечающих качеству. Необходимо повышать стандарты качества лицензирования такмеда, ведь это, в свою очередь, повысит качество продукта. Однако точно не следует в одностороннем порядке заявлять, что вы нам не интересны. Так, говорят Оксана Сухорукова и заместитель министра обороны Наталья Калмыкова в частных разговорах.
Жизнь должна научить нашу страну, что жить необходимо по принципу "чужого учиться, но своего не сторониться". До 2022 года ряд европейских стран накладывали вето на разрешение закупать вооружение у их производителей. Такие случаи показывают нам, что когда у тебя есть свое производство, это повышает обороноспособность твоей страны. Закупая только иностранную продукцию, Украина становится зависимой от поставок из стран НАТО. Это может быть проблематично в случае задержек или перебоев в поставках.
Не нужно уничтожать то, что у нас есть, это необходимо развивать. Это ведь уникальный продукт, с которым мы можем выходить на внешние рынки, навязывая конкуренцию и создавая прибавочную стоимость. Я уже молчу об эффекте экономики государства от присутствия таких производств в виде уплаченных налогов и рабочих мест.
У нас есть собственные производители тактической медицинской продукции, которые предлагают качественные и доступные изделия. Их поддержка может помочь стимулировать развитие отечественного рынка и снизить зависимость от импорта. Важно также поддерживать отечественных производителей, чтобы развивать эффективную и доступную систему тактической медицины, отвечающей потребностям украинских военных.