• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Богдан Данилишин о том, есть ли основания для валютной паники

21 июля 2022 года Национальный банк скорректировал официальный курс гривны к доллару США на 25% с 29,25 до 36,6 грн.

Богдан Данилишин
Богдан Данилишин
Реклама на dsnews.ua

Богдан Данилишин – председатель Совета Национального банка Украины

Состоявшаяся коррекция обменного курса — вполне оправданный шаг, который позволит укрепить финансовую стабильность экономики.

В течение 5 месяцев военного положения кардинально изменились фундаментальные экономические условия, а именно — выросли внутренние цены и потребности экономики в импорте.

Экономика постепенно адаптируется к функционированию в условиях войны, что требует установления обоснованного статус-кво на рынке валютообменных операций.

С 1 июля были возобновлены налоги на импорт, отмененные в первые дни войны. Это уже положительно отразилось на валютном рынке.

Проведенная корректировка обменного курса улучшит конкурентоспособность экспортеров и повлияет на повышение стоимости гривневых финансовых активов. Это смягчит риски для международных резервов и платежного баланса.

Уже первая неделя после проведенной коррекции показала положительные эффекты. Если за январь-май валютные резервы страны сократились на $6 млрд, то только за последнюю неделю чистый выкуп иностранной валюты Национальным банком составил $650 млн.

Реклама на dsnews.ua

Корректировка валютного курса под изменившиеся условия не означает нестабильность.

В нынешнем дизайне монетарного режима фиксированный обменный курс – это номинальный якорь экономики, формирующий ожидания субъектов рынка. Монетарный регулятор заинтересован в стабильности этого номинального якоря для обеспечения возможности проведения управляемой монетарной политики.

Фиксированный обменный курс — оптимальный вариант для нынешних условий Украины, поскольку способствует:

  • предсказуемости бизнес-процессов;
  • уменьшению уязвимости к изменениям потоков капиталов;
  • эффективности интеграционных процессов;
  • развитию экономики с высоким уровнем долларизации долга и зависимостью от внешней помощи.

Фиксированный курс совместим с независимой процентной политикой, если сохраняются ограничения на движение капиталов, а определенные такие ограничения для Украины (для страны, которая развивается) целесообразны даже в условиях мирного времени.

Кроме того, монетарный регулятор в условиях войны заинтересован в дисциплине на валютном рынке, соблюдении норм валютного законодательства и регуляторных актов НБУ. Национальный банк считает, что расшатывание ситуации с наличным курсом во время войны для получения дополнительной маржи в сегменте, где покупает валюту населения, недопустимо.

Учитывая это, с целью минимизации спекуляций и создания действительно конкурентной среды, НБУ ужесточает требования к небанковским учреждениям по организации торговли наличной валютой.

В данных условиях это оправданный шаг.

Следовательно, никаких оснований для валютной паники нет. Ситуация постепенно нормализуется, балансы выравниваются.

Экономика получила фундаментально адекватный уровень обменного курса, усиливающий устойчивость финансовых рынков.

Возобновление экспортных поставок зерновых через морские порты и усиление внешней финансовой поддержки Украины будут являться дополнительными факторами укрепления финансовой стабильности страны.

Финансовый фронт в условиях войны — важное звено государственной стабильности. Ее соблюдение — это финансовая дисциплина, контроль, а также сознание и совесть всех причастных к финансово-валютным операциям.

    Реклама на dsnews.ua