Богдан Данилишин об инфляции: на сколько выросли цены на продукты и транспорт

Потребительские цены в июле 2022 г. выросли на 0.7% по сравнению с июнем. В годовом исчислении инфляция ускорилась с 21,5% до 22,2%. В июле 2021 г. месячный индекс потребительских цен составил +0,1%.

Depositphotos

За 5 месяцев войны опережающими темпами росли цены на продукты питания, топливо, транспортные услуги.

  • продукты питания подорожали на 18% (в годовом исчислении +30%);
  • автомобильное топливо и смазочные масла – на 54% (в годовом измерении +78%);
  • транспортные услуги – на 23% (в годовом исчислении +32%).

Среди продуктов питания за время войны больше подорожали хлебопродукты (+23%), рыба (+25%), фрукты (+45%), овощи (+36%). Однако отдельные товары из-за избыточного производства и логистических ограничений даже подешевели: яйца (-27%). Цены временно не пользующихся спросом товаров — существенно не росли. К примеру, одежда и обувь подорожали всего на 8%.

Немонетарные причины предложения составляют доминантную часть годового прироста инфляции (81%). Экономика приспосабливается к новым условиям функционирования, изменяются цепи снабжения, рынки сбыта, происходит перепрофилирование бизнеса. Часть товаров на рынке приходится заменять импортом (например, соль, автомобильное топливо), что оказывает дополнительное давление на обменный курс и приводит к импорту инфляции. Весомая часть прироста потребительских цен связана с предвоенным повышением цен в промышленности (+66%).

Инфляция и обменный курс 21 июля 2022 НБУ скорректировал официальный курс гривны к доллару США на 25% с 29,25 до 36,6 грн. за 1 дол. США. В годовом исчислении девальвация национальной валюты теперь составляет 36%, что существенно превышает годовой индекс инфляции (22,2%). По оценкам НБУ девальвация официального курса гривни увеличит годовую инфляцию на 2-3%, что на наш взгляд достаточно оптимистично, учитывая высокую импортозависимость украинской экономики, которая усилилась после масштабных военных разрушений производственных и непроизводственных активов.

В то же время факторы инфляции со стороны спроса остаются подавленными. По оценкам НБУ во ІІ квартале реальный ВВП сократился на 39%. Сокращение реальных заработных плат по отношению к довоенному уровню составляет 31%. Правительство ожидает, что по итогам года сокращение реальных потребительских расходов населения составит 20%. Для осуществления наиболее необходимых расходов население распродает валютные сбережения: с начала войны чистая продажа валюты населением на внутреннем рынке составила 1,2 млрд.долл.

Весомым фактором инфляции остается дефицит государственного бюджета, который, по оценкам НБУ, составит 18% ВВП по итогам года. Гигантский дефицит бюджета обусловлен актуализацией условных военных обязательств государства и сокращением экономической активности на территории Украины. По словам Министра финансов, возможности Правительства сокращать незащищенные расходы уже исчерпаны. Поэтому расширение нерыночного дефицита военного времени требует привлечения нерыночных источников его финансирования – международной кредитной и грантовой помощи, а также эмиссионного финансирования со стороны НБУ (учитывая ограничения, предусмотренные Основными принципами денежно-кредитной политики на период военного положения и переходный период).

Последующие перспективы инфляции зависят от решения структурных проблем экономики, скорости ее адаптации к новым условиям. Восстановление производственно-технологических связей, каналов и сбыта позволило бы уменьшить риски структурной инфляции. Для торможения роста цен импортных товаров важно сохранять жесткий каркас монетарной политики с фиксированным обменным курсом и контролем движения капиталов.

На наш взгляд, в данных условиях увеличение учетной ставки, которая с 03.06.2022 установлена на уровне 25% годовых, будет иметь ограниченную антиинфляционную эффективность, учитывая слабые каналы монетарной трансмиссии.

Статья 6 Закона "О Национальном банке Украины" предусматривает возможность направления деятельности Национального банка в поддержку экономики, если это противоречит целям ценовой и финансовой стабильности. По нашему мнению, сейчас как раз сложились условия, когда направление деятельности центрального банка на поддержку экономики, восстановление ее производительности и трансмиссионных механизмов отвечает целям обеспечения ценовой и финансовой стабильности в среднесрочной перспективе.

Возвращение к классическому монетарному режиму инфляционного таргетирования следует рассматривать только после окончания военных действий, восстановления среды безопасности и рыночных основ функционирования экономической и финансовой системы страны.