Беларусь как тюрьма. Стоит ли Украине закрывать авиасообщение с Минском
"Ужас. Ужас. Ужас", — последние слова полковника Курца из фильма "Апокалипсис сегодня" — лучшая иллюстрация того, что последние сутки происходит в чатах беларусов в Украине. Из-за закрытия авиасообщения люди лишаются последней возможности бежать в нашу страну
Так сложилось, что экономический обозреватель "ДС" и его жена — не только три года назад переехали жить из Минска в Киев, но и за это время создали в Telegram крупнейшие информационные ресурсы для беларусов в Украине: более десятка тематических каналов и чатов. Ими пользуется несколько тысяч человек — как беларусы, в разное время переехавшие в Украину, так и те, кто только собирается это сделать (таких тоже очень много). Не будет преувеличением сказать, что после начала в августе прошлого года белорусских протестов и последовавших репрессий многие тысячи беларусов воспользовались нашими ресурсами, чтобы получить информацию — и бежать из Беларуси в Украину, а потом — освоиться на новом месте.
Но последние сутки в наших чатах царит паника. После истории с принудительной посадкой самолета ради ареста оппозиционного журналиста Романа Протасевича, ряд стран — и Украина в их числе — решили закрыть авиасообщение с Беларусью. Для множества беларусов это означает, что вырваться из страны они уже не смогут - в том числе, в Европу.
Украинцы, граждане пусть небогатой, но свободной страны, просто не понимают одной важной вещи: для беларусов выезд из страны наземным транспортом просто запрещен. Нельзя — и все. Не положено. Такое распоряжение Александра Лукашенко появилось еще в декабре — и с 21 декабря 2020-го выезд из страны беларусам был закрыт. Якобы в рамках борьбы с пандемией Covid-19.
Совершенно смешное объяснение, если учесть, что въезд в страну не закрывался, вылет самолетом — тоже. А вот для граждан Беларуси и иностранцев, имеющих разрешение на постоянное или временное проживание в Беларуси, выезд был закрыт. И выехать по земле из Беларуси могут только профессиональные перевозчики. Раз в полгода — также люди, работающие за рубежом по контракту, граждане Беларуси, имеющие вид на жительство за рубежом, а также те, кто едет на учебу или лечение. Ну или хоронить родственников. Хоронить тоже можно раз в полгода, не чаще.
Что беларусы тогда сделали? Правильно — смирились. Тем более, что оставалась возможность покинуть страну на самолете.
Перевозчики по маршруту Минск-Киев и Киев-Минск, которые рекламируются в наших чатах, рассказывали нам, что в сентябре-октябре в основном возили через границу папки с документами — беженцы из Беларуси легализовывались в Украине, а это непростая бюрократическая процедура. В ноябре-декабре — везли из Минска в Киев теплые вещи и компьютеры: бежавшие буквально в чем были в конце лета беларусы поняли, что им придется надолго задержаться в Украине.
А вот с января — новый тренд. Из Беларуси в Украину повезли мебель, домашние вещи, бытовую технику, домашних животных. Люди продавали квартиры в Беларуси и покупали в Украине (мы и сами так сделали, только раньше), отправляли вещи, а сами летели самолетом.
И вот теперь, после истории с Протасевичем, ловушка захлопнулась. Страны одна за другой закрывают воздушное сообщение с Беларусью, вот-вот это сделает и Украина. Люди в наших чатах в ужасе. У многих билеты куплены, кто-то уже вещи с перевозчиками отправил в Киев, сам вылетать готовился, кто-то родителей ждал, кто-то — детей. Для желающих теперь доступен только сложный и дорогой авиамаршрут: Минск — Москва — Стамбул — Киев (ну или что-то подобное). Многие ли решатся?
Вновь, как и осенью 2020-го, в чатах расспрашивают — кому и сколько заплатить, чтобы пересечь белорусско-украинскую границу нелегально, мимо пограничников, лосиными тропами, через чернобыльскую зону и т.п. Приходится объяснять, что лучше не рисковать, что на границе усиление, что Украина официально больше не считает Беларусь дружественным государством. И это правда: знакомые контрабандисты, переводившие попавших в розыск "за политику" людей через границу еще осенью прошлого года, больше этим не занимаются — слишком рискованно.
Еще позавчера Украина была для граждан Беларуси едва ли не единственной возможностью покинуть концлагерь, в который Александр Лукашенко превратил свою страну. Уже сегодня она может перестать ею быть. Быть может, все же не стоит закрывать двери для самого близкого украинцам народа?
Только некоторые беларусы все еще стараются шутить. "Самолет Александра Лукашенко экстренно сел в Гааге из-за сообщения о минировании", — такие сообщения расходятся по беларуским чатам, давая людям возможность улыбнуться и увидеть хотя бы тень надежды.
И последнее. Теперь подумайте, как беларусы, бежавшие в спасительную для них Украину, восприняли поступок женщин, которые в Харькове выбросили украинские паспорта.
Отдайте их лучше нам. Мы с женой и ребенком на многое готовы пойти, чтобы получить паспорта Украины. Как и тысячи беларусов, готовых и желающих работать на благо Украины после того, как их родина от них отказалась. Ценящих украинскую свободу выше белорусских хороших дорог, по которым их повезут в тюрьму.
Да и не только беларусов. Доктор Башер, палестинец, блестящий врач, который две недели назад буквально вытащил нашу семью с того света, — он тоже не может получить украинское гражданство. А он живет в Украине с 1991 года, жена украинка, пятеро детей украинцы — а ему гражданство не дают. И не отказывают, просто мурыжат в миграционном ведомстве, похоже, вымогают взятку. В 2014-м его клинику в Донецке разбомбили русские, он бежал со всей семьей, теперь он семейный доктор в Киеве, спасает жизни людей, тяжело болеющих Covid-19.
Но ему гражданство не дают. Нам — если дадут, то не скоро. А кто-то перед камерой выбрасывает свои украинские паспорта и готов отказаться от гражданства.
Господи, пожалуйста, поправь этот мир, он какой-то неправильный.