Барьер для света. Что мешает строить в Украине новую генерацию
У государства есть долги перед владельцами возобновляемых источников энергии, и это сдерживает строительство новых "зеленых" мощностей
По данным госпредприятия "Гарантированный покупатель" (Гарпок), с конца марта начались неуплаты по цепочке финансирования субсидированного тарифа на электроэнергию для населения.
Так, Гарпок в марте недополучил от компаний-доноров 1,07 млрд грн, 11,25 млрд грн — в апреле и 4,05 млрд — за первые дни мая. Судя по публикуемым данным, создается впечатление, что за март компании-доноры не перечислили средств на субсидирование.
В целом образование этого долга не удивительно, даже ожидаемо: Энергоатом начал ремонтную кампанию, а значит, зарабатывает меньше, потому что часть блоков просто не производит электроэнергию, а Укргидроэнерго понесла существенные потери мощностей вследствие атак на энергосистему в марте.
На выходных министр энергетики заявил, что генерация из возобновляемых источников (ВИЭ) существенно помогает нам в сбалансировании системы в условиях критического дефицита мощностей, возникшего после нынешних обстрелов энергосистемы. И это абсолютная правда.
Но это не всё. Есть и другие правды, и они очень печальные.
В частности, проблема долгов по выплатам "зеленым" не исчезла. Ведь тариф национальной компании Укрэнерго, которая собственно и оплачивает финансирование "зеленым", недофинансирован.
К сожалению, уже несколько месяцев не публикуется консолидированная информация об уровне выплат производителям из ВИЭ.
Если роль ВИЭ так значительна, то почему госкомпании не развивают этот сектор?
В свое время, например, у Нафтогаза были очень амбициозные планы по строительству солнечных и ветровых мощностей. Помню, один из членов наблюдательного совета Нафтогаза даже получил большую премию по результатам работы в 2020 г., которые, в частности, предусматривали и ускоренный "переход к устойчивой энергетике путем реализации проектов по генерации энергии солнца и ветра". Другое дело, что на тот момент Нафтогаз построил 35 МВт зеленых мощностей, что составило менее 0,5% установленной мощности объектов ВИЭ (СЭС+ВЭС+БиоЭС) в Украине.
Кстати, еще когда это было не в тренде, Энергоатом построил и имел собственные ветровые электростанции. Но они размещались на территориях, попавших под оккупацию в 2014 г. То есть у компании был опыт в сфере ВИЭ, но сейчас этот сектор она не рассматривает, сосредоточившись на проектах атомных энергоблоков с достаточно длинным горизонтом планирования и реализации.
Фактически мощности ВИЭ у нас строили только частные компании с привлечением заемных средств. Строили вопреки сложной регуляторной среде и непрогнозируемости ведения бизнеса.
Другая правда состоит в том, что зимой эти мощности ВИЭ не будут так помогать, как сейчас, в солнечную погоду. Да и потребление увеличится. И чтобы пройти следующую зиму, нам либо нужно отремонтировать поврежденные мощности, либо построить достаточно полупиковой и пиковой газовой генерации.
Так в чем проблема? Почему не строят? Из-за долгов. На балансирующем рынке электроэнергии сумма долгов составила 33 млрд грн. На прошлой неделе регулятор сделал шаг навстречу строительству мощностей — упростил условия их присоединения к сетям. Но долги на рынке — ощутимый барьер, который еще не преодолен. Сложно представить, что компания покупает и устанавливает оборудование, затем начинает производить и продавать электроэнергию в этом сегменте, а средства получит только через год или полтора.