"Самопоміч" ставит проект перевыборов на паузу
Грибовицкая трагедия, унесшая в конце мая жизни трех пожарных, серьезно пошатнула позиции мэра Львова Андрея Садового и его партии "Самопоміч". В этой истории один из лидеров президентского рейтинга внезапно предстал перед избирателями беспомощным популистом. Политик усугубил свое положение еще и тем, что попытался переложить ответственность за собственные хозяйственные просчеты на команду Петра Порошенко, что спровоцировало жесткую ответную реакцию Банковой. Избежать разгрома львовскому градоначальнику удалось лишь благодаря предложенному ему фракцией БПП сотрудничеству в Верховной Раде. Это хорошо показали события прошлой недели, когда "Самопоміч" не поддержала игру "радикалов" и "Батьківщини" в блокирование работы ВР и голосовала в унисон с БПП и "Народным фронтом".
Создание такого ситуативного союза в парламенте, казалось бы, выгодно обеим сторонам: лидера "Самопомочі" не стали информационно добивать после мусорного скандала, а президентский лагерь получил дополнительные голоса в поддержку важных законопроектов. В то же время, предлагая штабу Садового сотрудничество, руководство БПП "Солидарность" верило, что сможет приручить бывших партнеров по коалиции. Скорее всего, такой расчет окажется большой ошибкой. Во-первых, позволяя "Самопомочі" и ее лидеру выйти из скандала, поставившего под угрозу президентские перспективы Садового, Банковая лишается удобной возможности играть на понижение рейтинга конкурента. Во-вторых, существенные дивиденды от этого временного союза БПП "Солидарность" вряд ли успеет получить по той простой причине, что с Садовым в принципе невозможно о чем-то договориться на постоянной основе. Возглавляемый им партийный проект сумел добиться популярности благодаря умело занятой нише "третьей силы", возможности которой до конца не раскрыты.
С другой стороны, коррекция политических приоритетов команды Садового имеет и внутренние причины - это сложная ситуация в парламентской фракции. О ней свидетельствуют результаты голосований депутатов от "Самопомочі" в Верховной Раде, когда по важным вопросам фракция не может представить консолидированную позицию. Например, в июне, накануне рассмотрения изменений в Конституцию в части правосудия, на заседании фракции большинство ее членов высказывались в поддержку упомянутого проекта закона. Руководитель фракции Олег Березюк отложил принятие окончательного решения на следующее утро, и оказалось, что за ночь несколько депутатов изменили свою позицию и воздержались при голосовании. Также часть фракции не голосовала за изменение структуры Вооруженных сил Украины. Так что одной из главных задач штаба Садового на ближайшие месяцы станет сохранение единой команды в парламенте.
Итак, после мусорного скандала и с учетом упомянутых проблем с монолитностью фракции Садовый уже не готов качать тему осенних досрочных выборов (это один из основных пунктов договоренностей с Банковой). Поэтому все, что остается "Самопомочі", это играться в оппозиционность, но без ставших привычными в последние месяцы маневров, направленных на развал большинства и подготовку к выборам.
Дилеммы еврооптимистов
Отложенная перспектива досрочных парламентских выборов лишила Михеила Саакашвили удобных поводов для самопиара. Глава Одесской ОГА уже не проводит пафосные антикоррупционные форумы и не оглашает списки топ-взяточников. С одной стороны, депутат от БПП Сергей Лещенко стремится перехватить знамя главного борца с коррупцией у грузинского варяга. Обнародовав планы по созданию новой праволиберальной партии на базе "Демократического Альянса", бывший журналист и его политические попутчики дают понять Саакашвили, что тот упустил свой шанс возглавить единый оппозиционный фронт под условным названием "против коррупции и за кардинальные реформы". В этой связи одесский губернатор, готовящийся стать неформальным лидером политического проекта Давида Сакварелидзе и Виталия Касько, начал активно искать союзников во власти. В частности, Саакашвили инициативно заигрывает с премьер-министром Владимиром Гройсманом, осыпая главу правительства комплиментами относительно "очищения властных структур от лиц, занимавшихся ангажированным лоббированием", вручает ему "одесский пакет реформ" и просит защитить местную таможню от "маленькой проблемы с большим олигархом" Ринатом Ахметовым.
С другой стороны, и Саакашвили, и его конкурента Лещенко объединяет одна дилемма - поиск источников финансирования их проектов. Экс-журналисту "Украинской правды" многие СМИ приписывают связь с российским олигархом Константином Григоришиным (сам бизнесмен спонсорство отрицает). Что касается партийного проекта Сакварелидзе и Касько, у него, скорее всего, будет много финансовых доноров. И среди них обязательно найдутся персонажи с небезупречной репутацией. О чем не преминут растрезвонить оппоненты. Таким образом, политическая конкуренция на одном электоральном поле рано или поздно заставит представителей упомянутых партийных проектов ввязаться в войну компроматов друг против друга.