"Оппоблок" воюет за Донбасс и Кремль

Главная проблема "наследников Януковича" — вернуть себе электорат востока страны
Фото пресс службы партии

Бытует мнение, что любая оппозиционная партия в первую очередь мечтает о досрочных выборах. В случае с "Оппозиционным блоком" (ОБ) это далеко не так. Нет, конечно, партийные лидеры делают ритуальные заявления о "дискредитировавшей" себя власти, но это не более чем дань традиции. На самом деле в осенних планах ОБ досрочные выборы не значатся. И на то есть весомые причины.

На предыдущих выборах в парламент "оппоблоковцы" собрали 9,43% голосов. При самом удачном раскладе в случае досрочных выборов социологи дают им не более 12%. При нынешнем смешанном избирательном законодательстве фракция "сине-белых" увеличится максимум на пару-тройку депутатов. Результаты выборов в мажоритарных округах тоже вряд ли их порадуют: бывшие "регионалы", выиграв гонку, предпочитают связывать свою политическую карьеру с менее одиозными (и потенциально прибыльными) политическими проектами, такими как "Наш край", "Від­родження", "Воля народа", всег­да готовыми приютить перебежчиков.

Ключевой электоральный ресурс "Оппоблока" - жители Донбасса и Крыма - в данный момент ему недоступен. А речь, собственно, идет о приблизительно 4 млн избирателей - именно они и обеспечивали перевес Партии регионов в решающих избирательных сражениях. Без этих голосов "Оппоблок" обречен на роль миниатюрной оппозиции, поэтому стратегическая задача партии - вернуть в правовое поле волеизъявление жителей Донбасса (с Крымом все куда сложнее, но об этом ниже). В идеале ОБ будет добиваться права голосовать для жителей ОРДЛО, включая переселенцев. При нынешней конфигурации парламента такой подарок ему никто не сделает, но потенциальные избиратели могут оценить виртуальную борьбу за их права.Но и это не так-то просто. 

"Оппо­блоку" никуда не деться от ассоциаций с Партией регионов и Виктором Януковичем. Последнего, как свидетельствуют соцопросы, не желали бы видеть в качестве политического лидера даже на Донбассе. А уж главари террористических ДНР/ЛНР и подавно рассматривают ОБ как досадную помеху в борьбе за умы и настроения населения. Поэтому приходится изворачиваться.

Показательный момент: "Оппо­блоком" зарегистрирован законопроект "О статусе и социальной защите мирных граждан, пострадавших в результате АТО". Его особенность: понесшие убытки и потери граждане квалифицируются именно как "пострадавшие в результате АТО", ни о какой российской агрессии речь не идет вообще. И здесь стоит упомянуть, что ОБ вынужден считаться с другой проблемой - мнением Кремля. Не секрет, что за благосклонность Путина в Украине борются несколько политических сил. Источники "ДС" говорят, что Виктор Медведчук уже давно пытается убедить своего кремлевского кума в том, что "Оппоблок" - далеко не лучший способ вложения политических капиталов. Да что говорить, Медведчук открыто обвинял ОБ в "работе на Госдеп" во время эпопеи с отставкой Арсения Яценюка с поста премьера.
Ирония заключается в том, что, во‑первых, значительная часть "списочников" "Оппоблока" попали туда именно как креатуры Медведчука. А во‑вторых, именно на агентов бывшего главы АП времен Кучмы сейчас начала охоту СБУ, арестовав Аллу Александ­ровскую и вскрывая ее связи.

Тем не менее сбросить со счетов фактор личных связей Медведчука и Путина у "оппоблоковцев" не получится. Насколько известно, прямого выхода на хозяина Кремля нет ни у Юрия Бойко (Дмитрия Фирташа), ни у Рината Ахметова. Едва ли не последний козырь "Оппоблока" в борьбе за благоволение Москвы - Вадим Новинский, поддерживающий прямую связь с патриархом РПЦ Кириллом. Но и этот ресурс, судя по последним слабо адекватным действиям Новинского, пребывает на грани исчерпания.

Осень не станет для "Оппоблока" сезоном политических прорывов. Повторять за Юлией Тимошенко и Олегом Ляшко тезисы о "тарифном геноциде" бывшие "регионалы", конечно, могут, но переиграть прожженных популистов - вряд ли. В ОБ просто нет политиков с нужной харизмой. Хуже того: ряды фракции недавно покинули Вадим Рабинович и Евгений Мураев - более-менее креативные ньюсмейкеры. Между тем, по информации "ДС", "оппоблоковцы" собрались качать тему об отсутствии у парламентского большинства стабильного большинства голосов, с тем чтобы предложить себя в качестве новых партнеров по коалиции. Понятно, что "ширка-2", скорее всего, ос­та­нет­ся чисто виртуальной конструкцией. Но почему бы в отсутствие креативных находок и не потроллить власть предложением об "объединении страны" в стенах парламента.

 ЧЕГО БОЯТСЯ "СВОБОДА" И "ГРОМАДЯНСЬКА ПОЗИЦІЯ"

Не только в "Оппозиционном блоке" с прохладцей относятся к идее скорейшего проведения досрочных выборов. Еще как минимум две партии, декларирующие свою оппозиционность, избегают преждевременных электоральных рисков. Речь о ВО "Свобода" и партии "Громадянська позиція" Анатолия Гриценко.
Любопытный факт: и "свободовцы", и гриценковцы, судя по данным последних социологических замеров, проведенных КМИС, балансируют на грани проходного барьера в парламент. Рейтинг соратников Олега Тягнибока - 4,3% (от количества тех, кто придет на участки и определился с выбором), сторонников Гриценко - 5,1%. Но при этом лидеры обеих партий проигнорировали возможность обзавестись депутатскими мандатами уже 17 июля, на промежуточных довыборах в Верховную Раду по семи мажоритарным округам.

Самое главное - в списках кандидатов не найти фамилий упомянутых партийных лидеров. Это тем более странно, что география довыборов довольно широка: от Волыни и Ивано-Франковщины до Херсона. Возможность выбрать подходящий округ и вести на нем работу была. Но Олег Ярославович и Анатолий Степанович ее дружно проигнорировали. Почему? Напрашивается только один ответ: боязнь неудачи пересилила естественные политические инстинкты. Отметим еще такой нюанс: националисты, пусть и без партийного вождя, своих кандидатов в округах все-таки выдвинули, гриценковцы - вообще ни одного.

Посему осенние перспективы для партии бывшего министра обороны разнообразием не отличаются. Гриценко, конечно, может тешить себя "президентским" рейтингом (5,5% и шестое место, по тем же данным КМИС), но карма "первого непроходного" в его случае - это очень надолго. Анатолий Степанович останется частым гостем на телеэфирах, будет собирать положенное количество лайков и комментариев в социальных сетях, и это, пожалуй, все. Трудно надеяться на электоральный прорыв, когда в последние два года твоя тактика и стратегия умещаются в одно единственное слово - "зрада". О ней Гриценко рассказывает и будет рассказывать по поводу и без. Яркий пример: в начале июля полковник запаса убеждал окружающих в том, что Верховная Рада обязательно примет "предательский" закон о выборах в ОРДЛО. Когда выяснилось, что подобных законопроектов нет даже в проекте повестки дня, Гриценко оперативно сменил пластинку, принявшись убеждать своих подписчиков, что главная "зрада" - это законопроект о приватизации.

В целом проблема Гриценко даже не в том, что количество "зрадофилов" идет на убыль, а в том, что на этом поле конкурирует слишком много политиков. Так что в перспективе нельзя исключать попытки "Громадянської позиції" блокироваться с создающимися партиями "еврооптимистов" и "антикоррупционеров". Благо подобный опыт (союз с "ДемАльянсом") у него уже был.

Со "Свободой" ситуация несколько интереснее. По данным "ДС", системный спонсор партии Игорь Кривецкий заключил с Банковой своеобразный "пакт о ненападении". Поэтому от Тягнибока и компании не стоит ожидать массовых акций наподобие печально известного 31 августа 2015-го. Зато есть полная свобода действовать в привычной парадигме - воевать с Андреем Садовым за западноукраинский электорат. С открытой опцией конвертации своей части влияния в интересные бонусы для системного спонсора.