Купить Руни и всех-всех-всех. Китайский футбол развивается для одного зрителя
Сейчас в футболе окно трансферов. Среди самых крупных сделок с громадным преимуществом лидирует Оскар. Благодаря китайскому клубу "Шанхай Теллэйс" бразилец отлично пополнил трансферный бюджет "Челси". За не самого основного игрока "аристократы" получили 60 млн евро. В целом по сумме покупок легионеров китайские клубы, как и в прошлом году, держат первое место в мире: к 25 января они потратили уже 180 млн евро, тогда как клубы английской Премьер-лиги (АПЛ) на второй строке с расходами в 154 млн евро.
Предыстория: китайский футбол до Си Цзиньпина
Еще лет десять назад китайский футбол был очень дешевым и грязным. Казалось, что его проще запретить, чем очистить. Чтобы разобраться с договорными матчами, потребовалось четыре года кропотливого расследования (2009–2013) — с лишением "Шанхай Шеньхуа" чемпионского титула, более чем 50 арестами, 33 пожизненными дисквалификациями для игроков, судей и топ-менеджеров, ссылками команд в низшие дивизионы. Детали уголовного дела просто поражали. Например, до 2009 г. около 30% матчей в чемпионате Китая были договорными, потому что игрокам банально не хватало денег. Средний футболист зарабатывал так мало, что одна договорная игра могла обеспечить его суммой, превышающей две его годовые зарплаты.
Перед взятками не мог устоять никто. Два бывших президента Федерации футбола Китая и экс-капитан сборной отправились в тюрьму на 10,5 лет. Еще четыре игрока сборной получили до шести лет лишения свободы и крупные штрафы. Арбитру Лю Юну, который дважды признавался лучшим в Азии, а также работал на ЧМ-2002, вовсе грозила смертная казнь. Он брал взятки за работу в семи матчах чемпионата и проходил по самой строгой статье, но в итоге получил всего 5,5 лет тюремного срока и штраф в эквиваленте $128 тыс.
С такой прогнившей системой у сборной просто не было шансов на достойные результаты. В июне 2013 г. Китай достиг дна, проиграв Таиланду (еще более слабой команде) с ужасающим счетом 1:5. Для болельщиков, которые и так чувствовали себя униженными, это стало последней каплей: они не ушли с территории стадиона, заблокировали автобус и долго поливали сборную оскорблениями. Когда автобус все-таки прорвался на дорогу, начались беспорядки. Фанаты крушили автомобили, бросали бутылки и камни. В итоге 100 человек получили различные ранения.
Китайские футболисты вскоре письменно извинились перед всей страной, но было поздно. Дело в том, что кошмарное поражение от Таиланда и беспорядки случились в день рождения генсека КПК и председателя КНР Си Цзиньпина, которому тогда исполнилось 60 лет. Праздник был безнадежно испорчен, зато глава государства окончательно убедился в том, что в футболе пора прибраться.
Три цели Си Цзиньпина: выше и выше, и выше
Си Цзиньпин занял пост генсека КПК в ноябре 2012 г., председателя КНР — в марте 2013 г. Он сказал, что у него есть три спортивные цели: чтобы Китай вышел на чемпионат мира, потом провел домашний ЧМ и выиграл кубок мира. Вскоре добавилась фантастическая финансовая задача — с помощью государственных денег раскрутить внутренний спортивный рынок и через 12 лет вывести его на годовой объем в $800 млрд. Это не просто много, а фантастически много. Объем мировой спортивной индустрии сейчас оценивается в $145 млрд — это в 5,5 раза меньше, чем должно быть у Поднебесной в 2025 г.
Зачем Си Цзиньпину все это нужно? Он просто очень любит футбол. В детстве он играл за школьную команду, а сейчас часто смотрит зарубежные чемпионаты по телевизору, особенно ему нравится АПЛ. В последние годы у лидера Китая даже появилось футбольное хобби — собирать футболки известных игроков. Их он хранит в отдельном шкафчике и показывает с нескрываемой гордостью: вот Бекхэм ("Лос-Анджелес Гэлакси", подписана и вручена самим Дэвидом), вот сборная Англии (подписана всеми игроками, вручена в октябре 2015-го тогдашним премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном), вот Аргентина (10-й номер, вместо Месси на спину нанесено скромное "Цзиньпин")…
Во время каждой рабочей поездки Си Цзиньпин старается уделить время футболу. В Нидерландах он встречался с Эдвином ван дер Саром, в Англии — осмотрел стадион "Манчестер Сити" в компании Серхио Агуэро и Дэвида Кэмерона, в Ирландии — поиграл с мячом. Фотография с ирландского стадиона — одна из его любимых, она стоит в рамке на его рабочем столе.
Футбольные поля чудес: откуда взять сто тысяч игроков для клубов
Восхищенный моделью АПЛ, китайский лидер мечтает построить в Поднебесной что-то еще более масштабное. С этой целью правительство страны запустило огромную реформу китайского футбола, состоящую из 50 пунктов. Прежде всего они касаются развития детского футбола за государственный счет. К 2020 г. в стране должно быть 50 млн человек, активно играющих в футбол, из них 30 млн — школьники. К тому времени по всему Китаю распахнутся 70 тыс. футбольных полей, а к 2030 г. их должно стать еще больше — в среднем получится одно поле на 10 тыс. жителей.
Большинство этих полей будут предназначены для школьников. В первую очередь Китай намерен опираться на обычные общеобразовательные школы, 20 тыс. из которых получат новые футбольные поля и тренировочные площадки уже в 2017 г. По планам правительства, это подарит стране 100 тыс. более-менее серьезных игроков, которых потом будут просматривать тренеры футбольных академий и скауты клубов. К 2025 г. в этой программе смогут участвовать 50 тыс. школ.
Обязательные занятия будут и практическими, и теоретическими. Уже написаны семь футбольных учебников для детей и подростков разных возрастов. В книгах содержатся не только детальные описания того, как надо делать финты, отдавать передачи, наносить удары и стелиться в подкатах, но и параграфы о важности командной работы.
Конечно, желаемый результат будет получен не сразу. "Это может потребовать долгого труда, но мы готовы ждать, потому что нам нужно качество", — говорит лидер КНР.
Сила традиции: бизнес поспешил исполнить желание лидера страны
Разумеется, Си Цзиньпин не намерен только ждать, пока проявятся и подрастут юные таланты. Он требует от спортивных чиновников быстрых результатов.
Одним из радикальных шагов футбольной реформы стало полное прекращение государственного финансирования местной федерации футбола. Китайское правительство решило: раз обычными проверками коррупция не уничтожается, надо вынудить федерацию зарабатывать самостоятельно.
Часть чиновников, которые раньше транжирили бюджетные деньги, разогнали, а оставшихся поставили перед фактом: теперь — только честная работа на рынке, новые маркетинговые инициативы, ежегодные аудиторские проверки и открытые публикации финансовых отчетов. В то же время введены серьезные налоговые льготы для инвестиций в футбольные клубы.
Впрочем, что касается бизнеса, то он среагировал не столько на льготы, сколько на страсть к футболу нового лидера страны. В КНР для успеха бизнеса традиционно важно чутко улавливать желания власть предержащих. Именно этим объясняется чрезвычайно быстрый отклик бизнеса — и государственного, и частного — на футбольную реформу.
Предприятия начали бороться за контрольные пакеты акций команд и покупать приличных игроков ради уважения на государственном уровне, поскольку это сулило возможности для расширения бизнеса. Уже в 2014 г. китайские клубы потратили на покупку иностранных игроков $102 млн — примерно в 3,5 раза больше, чем годом ранее ($28 млн).
А прошлой зимой китайский рынок трансферов стал самым крупным в мире, обогнав английский. По данным Transfermarkt, клубы Китайской суперлиги (КСЛ) закупили игроков на 331 млн евро, тогда как клубы АПЛ — на 253 млн евро. По суммарным трансферным затратам клубы КСЛ превзошли клубы итальянской Serie A, немецкой Бундеслиги, испанской LaLiga и французской Ligue 1 вместе взятые.
Когда убыток в радость: кто владеет китайскими клубами
В КСЛ 16 клубов, девять из них куплены компаниями, работающими на рынке недвижимости. В Китае очень высока конкуренция за землю, особенно в развитых городских регионах, и получить от властей разрешение на строительство затруднительно. Поэтому когда чиновники видят, что компания поддерживает государственную линию в развитии спорта, это значительно повышает ее шансы на успех.
В КСЛ нет потолка зарплат или строгого правила вроде финансового фэйр-плей, поэтому владельцы клубов свободны в выборе стратегии и пока не думают о футболе как об отдельном бизнесе. Например, самый мощный клуб Китая — "Гуанчжоу Эвергранд", выигравший шесть последних чемпионатов, — безнадежно убыточен, с начала 2013-го по июнь 2015-го он получил убыток в размере $215 млн. Клуб принадлежит одному из крупнейших девелоперов страны Evergrande и гиганту онлайн-ритейла Alibaba. Для них спортивный успех и престиж в глазах высших чиновников весят гораздо больше, чем затраты на футбольную команду.
Состояние владельца Evergrande Сюй Цзяиня оценивается в $7 млрд. В 2010 г. он рискованно купил "Гуанчжоу", который тогда был сослан в первую лигу за участие в договорных матчах. Вытягивать команду из болота было решено с помощью сильных иностранцев, и самую большую ставку "Гуанчжоу Эвергранд" сделал даже не на игроков, а на итальянского тренера Марчелло Липпи, который стал получать здесь около 10 млн евро в год.
Инвестиции оправдались: вскоре команда не только вернулась в высший дивизион и выиграла его, но и покорила Азиатскую лигу чемпионов. До этого китайские клубы не побеждали в турнире 23 года. "Гуанчжоу Эвергранд" развивается так быстро, что привлек внимание основателя Alibaba Джека Ма, чье состояние оценивается в $30 млрд. Недавно Ма выкупил 50% акций клуба за $192 млн.
Чудо в Цинъюане: самая большая футбольная школа в мире
Для Сюй Цзяиня это важная финансовая подмога, потому что он вкладывается не только в футбольную команду. Его главная гордость — академия, открытая в 2012 г. в 80 км от Гуанчжоу, в тихом городе Цинъюань. Строительство Evergrande Football School обошлось миллиардеру в $185 млн. Это самая большая футбольная школа в мире: здесь постоянно проживают 2800 детей, 500 сотрудников и тренеров, на территории усадьбы постелено 48 натуральных полей, в зданиях и манежах есть еще 30 крытых, также построены олимпийский бассейн на открытом воздухе, супермаркет, кинотеатр и полноценный стадион. Строительство заняло всего год.
Обучение в столь шикарных условиях не может быть бесплатным, годовой курс стоит $5800. Но если у семьи не хватает денег на оплату, талантливым детям помогает специально созданный благотворительный фонд.
Главная задача школы — обеспечить "Гуанчжоу Эвергранд" качественными игроками, чтобы через восемь–десять лет клубу не пришлось тратить деньги на трансферы. Так как в Китае нет сильных тренеров, способных справиться с подобными задачами, пришлось выписывать спецов из Испании, Аргентины и Португалии.
О Сюй Цзяине говорят, что он обладает даром предвидения. Чудо-школу он построил как раз перед тем, как во главе КНР стал Си Цзиньпин. На входе в академию установлена четырехметровая копия кубка мира. Она словно напоминает о самой высокой цели, которую поставил перед китайским футболом председатель Си.
Топ-20 самых дорогих высших футбольных лиг, млн евро
1
Англия
Premier League
4870
2
Испания
LaLiga
3640
3
Италия
Serie A
2850
4
Германия
Bundesliga
2530
5
Франция
Ligue 1
1730
6
Турция
Süper Lig
879
7
Португалия
Liga NOS
845
8
Бразилия
Série A
819
9
Россия
Премьер-лига
686
10
Нидерланды
Eredivisie
647
11
Аргентина
Primera División
575
12
Мексика
Liga MX
565
13
Бельгия
Jupiler Pro League
519
14
Китай
Суперлига
391
15
США
Major League Soccer
308
16
Украина
Прем'єр-ліга
279
17
Греция
Σούπερ Λίγκα
271
18
Япония
J1 League
223
19
Швейцария
Super League
212
20
Чехия
ePojisteni.cz liga
175
Источник: Transfermarkt.
Эффект масштаба: когда в стране полмиллиарда телезрителей
Впрочем, пока что китайский чемпионат не блещет собственными звездами. Да и купленные легионеры еще не делают погоды. По последним данным Transfermarkt, общая стоимость футболистов КСЛ составляет 391 млн евро. Это 14-е место среди самых дорогих высших футбольных лиг на планете. Украинскую премьер-лигу (279 млн евро, 16-е место) КСЛ обогнала, но ей еще очень далеко до европейской суперпятерки.
Тем не менее интерес к КСЛ растет не только в Китае. Увеличивается и стоимость показа китайского чемпионата. Показательный факт: КСЛ смогла продать телевизионные права на 2016–2020 гг. за рекордные 8 млрд юаней ($1,25 млрд), т. е. по 1,6 млрд юаней за год, хотя права на сезон 2015 г. стоили только 60 млн юаней.
У Китая самый большой ТВ-рынок в мире, он превышает 460 млн человек. Поэтому в последние годы за него идет серьезная борьба, а крупные медиакомпании не жалеют денег. Например, за права на показ НБА в Китае интернет-гигант Tencent Holdings согласился платить $100 млн в год.
Со своей стороны, китайские власти используют телеэфир для привлечения внимания собственных граждан к футболу. Каждые выходные на центральном телевидении Китая показывают два матча английских команд. В ноябре 2016 г. стало известно, что АПЛ продала свои телевизионные права в Китае на три года, начиная с сезона 2019–2020 гг., за 564 млн фунтов ($700 млн).
Покупка в китайские клубы иностранных звезд, пусть и на закате славы, преследует ту же цель. Все-таки пока что футбол — не самый популярный вид спорта в Поднебесной. Как недавно рассказал поисковик Baidu, 50% интернет-запросов китайцев о спорте связаны с баскетболом, тогда как с футболом — 40%. А звезда НБА Коби Брайант по популярности среди китайцев далеко обогнал мировых футбольных звезд. Чтобы привлечь китайских телезрителей, нужно предложить им качественное зрелище с участием известных европейских и южноамериканских героев.
Китаю стали не нужны легионеры-азиаты
В конце минувшего года госкомиссия КНР по вопросам спорта возмутилась огромными тратами на иностранцев, а в середине января ассоциация футбола выдала решение об ужесточении лимита. Теперь одновременно на поле могут выходить максимум три иностранца. Еще двое могут сидеть на скамейке, но выпускать их вместо китайских игроков запрещено, только на замену другим легионерам.
Раньше лимит предусматривал отдельное послабление для азиатских легионеров: на поле можно было выпускать четырех любых иностранцев и одного азиата дополнительно (4+1). В прошлом сезоне этим пунктом пользовались 15 из 16 клубов высшего дивизиона. Сейчас в китайских клубах числятся 12 корейцев, шесть австралийцев (по футбольным законам это Азия) и три узбека. Теперь все они будут равны в правах с латиноамериканцами и европейцами. Скорее всего, это лишит многих азиатов места на поле и сделает их бесполезными: продать всех китайцы до закрытия окна вряд ли успеют, а выпускать будут более сильных иностранцев, купленных в Европе.
Китайские чиновники радикально поменяли политику в отношении лимита, когда до начала сезона в суперлиге осталось всего полтора месяца, а многие клубы почти закончили закупку на трансферном рынке. Сейчас у 14 из 16 клубов суперлиги есть лишние иностранцы, которых придется продавать.