Сообразили на троих. Почему у Трампа забыли сказать, с кем Лавров приехал в Белый дом
На следующий день после внезапной отставки директора ФБР Джеймса Коми, недавно запросившего Конгресс об увеличении ассигнований на расследование российских связей команды Дональда Трампа, в Вашингтон пожаловал российский министр иностранных дел Сергей Лавров. Его визит был запланирован давно, но совпадение получилось по меньшей мере двусмысленным. Особенно если учесть, что предыдущий раз Лавров был в столице США еще до аннексии Крыма.
С одной стороны, по результатам встречи Лаврова с госсекретарем Рексом Тиллерсоном ведомство последнего выдало довольно сдержанный и сухой пресс-релиз, который выглядит свидетельством того, что нынешняя администрация США никоим образом не намерена идти на договорняки с Россией. Повестка дня длившейся более часа встречи обычна: Украина, Сирия и двусторонние отношения (именно в таком порядке темы указаны в релизе).
Лавров с Тиллерсоном посоглашались, что надо продолжать диалог, что ИГИЛ необходимо разгромить, уровень насилия в Сирии - снизить (Лавров привез очередной гениальный план создания зон безопасности), гуманитарную помощь - предоставить. "Вновь выразили поддержку женевским переговорам под эгидой ООН - основе международных усилий по прекращению конфликта".
Что до Украины, Тиллерсон подчеркнул необходимость продвижения к полной имплементации Минских соглашений, заявив, что "санкции (против России) останутся, пока Москва не отменит действия, которые их запустили". Казалось бы, все путем.
Вот только с другой стороны этим блеклым и совершенно невзрачным текстом можно было бы прикрыть абсолютно все, что было сказано в ходе встречи. Складывается такое впечатление, что за релиз выдается заготовка-шаблон, не претерпевшая серьезной редактуры по результатам общения. Миру дали, в сущности, то, чего он ждал, - не более. Причем наигранно саркастичный ответ Лаврова на вопрос журналиста о Коми ("Уволен? Вы, должно быть, шутите!") на фоне натужного молчания Тиллерсона лишь подчеркнул искусственность происходящего.
Ощущение ширмы усилил визит Лаврова в Белый дом. Собственно, независимо от хода переговоров с госсекретарем, главное происходило в Овальном кабинете. И это главное было странным.
Прежде всего, стоит отметить, что пресс-релиз, выпущенный Белым домом, по сути близнец опубликованного Госдепом. Причем не только по сути, но и по стилистике. Будто их оба писал один стажер. Вот текст: "Президент Дональд Дж. Трамп встретился сегодня с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым после визита госсекретаря Рекса Тиллерсона в Москву в прошлом месяце. Президент Трамп подчеркнул необходимость совместной работы для прекращения конфликта в Сирии, в частности, подчеркивая необходимость для России обуздать режим Асада, Иран и его пособников. Президент поднял тему Украины и выразил готовность своей администрации продолжать участвовать в урегулировании конфликта, подчеркнув ответственность России за полное осуществление Минских соглашений. Он также поднял вопрос о более широком сотрудничестве по урегулированию конфликтов на Ближнем Востоке и в других местах. Президент также подчеркнул свое стремление наладить лучшие отношения между Соединенными Штатами и Россией".
В общем, все то же. Куда интереснее, впрочем, то, о чем упомянуть забыли и у Тиллерсона, и у его босса. Ни в одном из релизов нет ни слова о том, что вызывает нервную дрожь у множества людей в Вашингтоне. Вопрос вмешательства России в прошлогодние президентские выборы совершенно нигде не упоминается. Можно предположить, хотя Белый дом такое предположение не комментирует, что эта тема все-таки обсуждалась, но была исключена из релизов по согласованию с Москвой. Хотя в ходе пресс-конференции в российском посольстве Лавров в очередной раз заявил, что "нет ни единого факта или убедительного доказательства касательно российского вмешательства". И даже отметил, что, должно быть, "для американского народа унизительно осознавать, что Российская Федерация контролирует ситуацию в США". Хотя CNN полагает, что тем самым министр высмеял идею о том, что россияне пытались повлиять на ход выборов. Эту реплику, учитывая результаты расследования хакерских атак на серверы Демпартии, а также личность, биографию и пост сказавшего, вполне можно воспринимать как тонкую издевку.
Как бы то ни было, Трамп и Путин, по крайней мере, в вопросе российского вмешательства в избирательный процесс, играют на одной стороне: первому скандал угрожает потерей кресла, второму - дальнейшей конфронтацией с Западом.
Встреча Трампа с Лавровым в этих обстоятельствах, да еще и в свете отставки Коми, больше походит на сверку часов. Особенно если учесть, что сама отставка произошла в тот же день, когда помощники Майкла Флинна, экс-советника по национальной безопасности Трампа, получили повестки в рамках расследования его связей с Россией, и через день после того, как выяснилось, что несколько сотрудников Трампа не передали сенатскому комитету по разведке некие записи, запрошенные в рамках расследования связей между избирательной кампанией их босса и Россией.
Вишенкой на этом торте является тот факт, что на встрече Трампа с Лавровым присутствовал российский посол Сергей Кисляк. Этот человек вызывает потрясающую амнезию у представителей нынешней администрации США. О разговорах с ним забыл в свое время Флинн. О встречах с ним не смог вспомнить генпрокурор Джефф Сешнс, порекомендовавший Трампу отправить Коми в отставку под предлогом процессуальных нарушений в расследованиях против Хиллари Клинтон. Наконец, о нем забыл и сам Трамп - в том смысле, что Белый дом счел возможным опустить столь пикантную деталь, как участие Кисляка в аудиенции. Правда, русские опять сделали ему неудобно: посольство РФ в Вашингтоне опубликовало в своем Твиттере фото, на котором Трамп пожимает руку Кисляку в Овальном кабинете. А вскоре родное издание фотографа - ТАСС - опубликовало снимок всей смеющейся троицы. Это при том, что для американских СМИ встреча была закрытой.
Причина этой потери памяти проста. И действующие, и отставные сотрудники американских спецслужб неоднократно заявляли, что Кисляк возглавляет российскую резидентуру в США и лично занимается вербовкой. Любопытный выстраивается ряд первых зарубежных контактов Трампа в роли президента: Ангела Меркель, Тереза Мэй, Си Цзиньпин, Сергей Лавров (что само по себе выглядит как большой аванс Москве, но вполне соответствует этикету - ведь Путин Тиллерсона принял) и... признанный российский шпион. С одной стороны, таков протокол, да и подобная функция любого посла - секрет полишинеля. С другой, когда о ней начинают говорить вслух, - этот посол становится "токсичным". Для публики это куда более красноречивая характеристика взаимоотношений нынешней администрации США с Кремлем, чем пресс-релизы. Особенно если учесть, что неизвестно, встречался ли Трамп с Кисляком ранее: при нем Белый дом перестал публиковать журналы посещений.
Впрочем, вполне можно допустить, что зажатые в тиски истеблишмента "деловые люди", как охарактеризовал Тиллерсона и Трампа Лавров, пытаются провернуть очередную взаимовыгодную сделку, пользуясь тем, что у кремлевского визави пунктик на кулуарных договоренностях. Здесь стоит упомянуть, что после россиян в гости к Трампу пожаловал Генри Киссинджер, большой друг Кремля и большой мастер подобных сделок. Правда, заключительный аккорд - встреча с министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным ощущение договорняка подпортил. Можно предположить, что эта демонстрация - в буквальном смысле urbi et orbi - была в числе решающих факторов в пользу этой не анонсировавшейся встречи. Потому что пара совместных фотографий сомнительной художественной ценности - это, прямо скажем, немного. Хотя, конечно, в актив нашим дипломатам можно записать встречу с вице-президентом Майком Пенсом.
Но дойдет ли кривая до очередной попытки перезагрузки и какую кто за нее заплатит цену, станет ясно в июле: после встречи Лавров заявил, что Трамп подтвердил намерение встретиться с Путиным на саммите G20 в Гамбурге.