Ракетная бравада КНДР. Ын помог Дональду вернуть ядерную эпоху
Ким Чен Ын решил убедить весь мир в своем безумии и запустил утром в пятницу (по местному времени) еще одну ракету, причем пока неопознанную, в направлении Японии. Она пролетела, по данным Управления объединенного комитета начальников штабов Южной Кореи, 3,7 тыс. км за 19 минут с высотой траектории в 770 км. В Токио заявили, что ракета прошла над Хоккайдо и упала в Тихом океане в 2 тыс. км к востоку от Японии.
И, напомним, произошло это менее чем через неделю после того, как Совбез ООН пошел (даже со смягчением мер по требованию Москвы и Пекина) на самый жесткий санкционный режим в этом веке. Это и ограничения на импорт нефтепродуктов и сырой нефти, что, впрочем, не особо заденет главных поставщиков - РФ и Китай. Серьезнее: запрет на покупку конденсатов и газоконденсантов, на экспорт текстиля (приносит Пхеньяну ежегодно $700 млн), на новые визы для северокорейских рабов.
То есть, плевать Ким хотел на эти санкции. Или по крайней мере старательно изображает полнейшее презрением к "возне" западных стран. А что же эти самые западные страны? Ну, госсекретарь Рекс Тиллерсон снова призвал "поручителей" (Китай и РФ) "показать свою нетерпимость к этим безрассудным пускам ракет, приняв меры (против КНДР) со своей стороны". Реакция союзной США Южной Кореи была более прямолинейна: президент Мун Чжэ Ин пообещал уничтожить режим в Пхеньяне. "Мы располагаем достаточными силами, чтобы уничтожить Север до такой степени, что он никогда не сможет оправиться", - сказал он.
На фоне такой риторики призыв Тиллерсона выставляет жалкой позицию Соединенных Штатов. Но это на первый взгляд. На самом-то деле важнее то, что обсуждают в высших коридорах власти без особого разглашения. Судя по недавней публикации журнала Politico, администрация Дональда Трампа всерьез рассматривает возможность понижения порога применения ядерного оружия. В этом случае блеф Северной Кореи может завершиться иначе, чем ожидают в Пхеньяне. Повышение ставок в этом геополитическом покере может обернуться тем, что ответом на шантаж станут не переговоры и гуманитарная помощь, как это бывало обычно, а превентивный удар. Особенно если учесть тенденцию к уравниванию в американских разработках статуса ядерных боеприпасов малой мощности к обычным вооружениям.
Возможно, северокорейское руководство, живущее в парадигмах XX-го века, не учло этого сдвига: психологическое табу на "компактное" применение ядерного оружия среди американских политических и военных элит расшатывается еще со времен Джорджа Буща-младшего. И не исключено, что этот дрейф региональные союзники США воспримут, как минимум, с пониманием. Ради собственной безопасности.
Сберегай Ким Чен Ын статус-кво, то не возникали бы идеи в Вашингтоне, Сеуле и Токио о нарушении целостности границ режима. До последнего времени было ясно, что если одна из баллистических ракет в следующий раз пролетит не над Хоккайдо, а вдруг рухнет на Сендай или, чем черт не шутит, на Осаку, то и в этом случае ядерным оружием никто утюжить КНДР не будет. Теперь такой гарантии нет. В этом и состоит просчет северокорейского режима: рациональность перестает быть обязательным условием ответа на блеф.