Поиграть в солдатиков. Зачем Макрон позвал Трампа в Париж
Визит Дональда Трампа во Францию так или иначе выглядит экспромтом - все поездки 45-го президента США в Европу, кроме, пожалуй, посещения Польши, оказались не только двусмысленными, но и изматывающими. Однако личный мотив парижского вояжа читается достаточно легко: политическая атмосфера в Вашингтоне продолжает деградировать, а Франция всегда была для американцев светлым пятном на европейской карте - ведь антиамериканизм развился там лишь в 60-е годы стараниями советских агентов влияния. Да и не одному лишь оппозиционному Голливуду вить там гнездо. Замученный хозяин Белого дома тоже хочет немного любви.
Празднование столетия высадки американских войск на континенте - изысканный повод, придуманный проявляющим все больше талантов Эммануэлем Макроном, чье крепкое, стискивающее рукопожатие Дональд Трамп так и не смог забыть. С публичной точки зрения, праздник удался - пафосный парад на День взятия Бастилии не мог не поднять настроение заокеанскому гостю, неровно дышащему к военным и когда-то едва не ставшему офицером.
Но, разумеется, Макрон приглашал Трампа не просто поиграть в солдатиков.
Сам по себе процесс возвращения Франции к роли европейского и глобального лидера начался еще при Франсуа Олланде (и тут как нельзя "кстати" пришлась российско-украинская война). Но Олланд в конце концов утонул во внутренних дилеммах. У Макрона этой проблемы нет - левые шокированы своим падением и слишком вяло оппонируют напористому президенту, обеспечившему большинство для своей партии и правительства.
В личном плане Макрон и Трамп сходны разве что в том, что в личной жизни игнорируют социальные стереотипы и считаются попирателями традиционных элит (хоть и по совершенно разным причинам). В прочем же - это полные противоположности.
Так, француз младше американца почти на полтора демографических цикла. Макрон - откровенный глобалист, а Трамп - не менее откровенный национал-популист. Макрон сдержан и прохладен, Трамп - демагогичен и эмоционален. И так далее.
Но ведь не о климатическом соглашении они говорили, хотя Трамп опять выдал что-то о готовности пересмотреть свою позицию. Этого не будет, ведь Трампу приходится заботиться об остатках своего электората, а его рейтинг за полгода сверзился ниже рейтинга Джеральда Форда!
Говоря прагматично, Макрон выстраивает свои горизонтали в максимально удобный для этого момент: отношения Трампа и Ангелы Меркель испорчены с самого начала, Тереза Мэй выглядит сегодня сбитой на взлете, а роман Трампа с Путиным превратился в болезненное произведение Эдгара По, в котором российский правитель выглядит "роковой женщиной". Что касается Си Цзиньпина, то он скоро угодит в "обманщики". Прочих Трамп небезосновательно воспринимает как лидеров второго порядка, которым что-то нужно от Америки (и он очень смутно понимает, что именно), а ему от них - вряд ли, по крайней мере, если речь идет не о деньгах.
Поэтому остается только Эммануэль Макрон.
Тем более что выход Великобритании из ЕС (причем откровенно "в никуда") превращает Францию в доминирующего на территории Европы военно-политического игрока (уточним - РФ себя официально за пределы Европы вывела). Между прочим, Макрон уже дважды встречался с Путиным и вполне мог рассказать Трампу, что же на самом деле думает о своем невольном протеже московский манипулятор. Мягко и незаметно, и, похоже, не без влияния Франции США "вплыли" в нормандский формат, назначив Курта Волкера специальным представителем с очевидно более широкими полномочиями, нежели те, которыми обладала при Бараке Обаме Виктория Нуланд. Казалось бы, от Трампа следовало ожидать другого.
Таким образом, что бы там дальше ни случилось с президентством Дональда Трампа, а доброжелательное, спокойное и ровное отношение к себе в Париже он запомнит. Он даже смог воздержаться от каких-либо диких заявлений. Эксперимент оказался удачным в том смысле, что эмоционально управлять Дональдом оказался способен не только Путин, использовавший коварные приемы, а и Макрон, который, похоже, смог обойтись без них.
Важно, что до этой милой встречи президент Франции определил свои "красные линии" и по Сирии, где пролонгация контроля Асадом определенной территории воспринимается как данность, и по Украине, для которой Макрон предложил свой короткий и в целом вменяемый (жаль, что пока что неосуществимый) мирный план. А по климатическому соглашению он тоже высказался четко - это, мол, не "буржуазная блажь", а идеология новой экономики. Раскрыты двери во Францию и для стартапов, которым стало неуютно в Америке, и вообще для людей с идеями и мозгами. Причем это не случай Германии, которую Трамп подозревает в демпинге, а честная конкуренция - здесь Трампу предъявить Макрону нечего...
Эффект этого визита для европейцев (пока включая и англичан) будет предсказуем - они начнут общаться с нынешним Белым домом через Макрона. Хотя бы потому, что так спокойнее, безопаснее, без риска нарваться на какую-нибудь "на ровном месте" стервозность. А значит, Макрон воплощает свой план по новому внутреннему и внешнему позиционированию Европы. Конечная цель пока неясна, но начало этой партии уже любопытно.
Для француза в его политическом медовом месяце этот экспромт является беспроигрышным. У бедняги Трампа, обвешанного обвинениями, подозрениями и последствиями собственных ляпов и переоценок, медового месяца не было вообще. Поэтому об успехах Парижа на атлантическом направлении мы обязательно узнаем, но, скорее всего, позже и кружными путями.
Так, все ярче проявляется нежелание как Вашингтона, так и Парижа сдавать позиции в Сирии, пусть этот вектор все еще зашит в дипломатические кружева. Далее, кому-то в Европе надо корректировать баланс в хаотичной внешней политике США, и раз уж Германия не смогла выступить в этой роли, то новый французский президент, отметим, не входил в "глобальную коалицию Клинтонов", так почему бы как раз Франции и не выступить таким балансировщиком? Да и исторически стремление Франции ослабить Британию сделало возможной саму американскую независимость, в то время как отмеченный президентами столетний юбилей напоминает о статусе Франции как главной победительницы в Первой мировой войне, что вряд ли могло случиться без американского плеча.
А ведь намеки на печальный для России итог Крымской войны мир уже видел во время приема Макроном Путина в Версале - как видно, французский президент не чужд таких спектаклей. Возможно, он обучит уважающего историю президента американского паре-тройке подобных трюков.
Наконец, подобная структура лидерства на Западе ни у кого извне не вызывает раздражения (кроме Москвы, которой так трудно угодить). Но нельзя исключать, в плане европейской солидарности, что как-то объяснить свой маневр Эммануэлю Макрону все-таки придется... Ангеле Меркель.