Диванная сотня Трампа. Президент США обзавелся собственной Анной Герман
Впрочем, можно предположить, что эта провокация была вполне намеренной - чтобы отвлечь публику от куда менее комичной истории. А точнее - субботнего недопуска к брифингу Шоном Спайсером, пресс-секретарем Белого дома, впервые в истории целого ряда мейнстримовых СМИ, который вызывает аллюзии с совсем другими странами. Администрация 45-го президента США, похоже, создает собственный пул из ручных изданий - и это может стать фундаментом для нового сотрудничества Вашингтона и Киева. Того и гляди, в помощь Полу Манафорту за океан отправятся спецы по "темникам" - и скандал с "амбарной книгой" Партии регионов заглохнет окончательно.
Сам себе пиарщик
Хотя и без того, надо отметить, персон, работавших в штабе Трампа со средствами массовой информации, - в большом избытке. Настолько, что вокруг назначений членов команды, которая занимается в администрации отношениями с общественностью, долго сохранялась интрига. Слишком уж широк был выбор - особенно среди экспертов по социальным сетям, и здесь нельзя не отметить два момента.
Первый - несмотря на то что интернет-революцию в деле использования социальных сетей (впрочем, тогда основным элементом были все же рассылки) совершили штабисты Обамы в 2008 г., на широкую ногу и профессиональное основание эту технологию все же поставила кампания Трампа. Об успехе компании Cambridge Analytica, применяющей новейшие бихейвористские исследования и прогнозирующее программное обеспечение для достижения электоральных успехов, написано с разной степенью достоверности уже немало. Впрочем, представляется, что она (как и академические исследователи ранее) просто систематизировала интуитивные методики и разработала удобные алгоритмы.
Второй момент: что бы ни говорили (в порядке приемлемого самопиара) о своих способностях перешедшие в администрацию представители штаба республиканского кандидата, руководил ее информационной составляющей сам Дональд Трамп. Причем ничего особенного не делая. Просто комментируя все подряд. Результат финального матча по американскому футболу, например. Или, еще до инаугурации, сброс "твиттер-бомбы на ЛокхидМартин". Речь в данном случае речь шла о якобы намерении отказаться от дорогостоящей разработки боевого самолета пятого поколения F-35, поэтому акции корпорации "нырнули", но после совещания с военными ситуация изменилась. Но военных Трамп любит - так что обошлось.
Можно вспомнить, к примеру, и сентенцию о "России, взявшей Крым". Вот так Трамп управляет (к добру ли, к худу?) глобальными процессами из своего "твиттера" - примерно так же, несмотря на все попытки технологов его обуздать, он вел себя и во время кампании. Но на этапе кадровых назначений в "штрафбат" правительственных медиаменеджеров, истеблишменту партии, похоже, удалось набросить на Трампа уздечку.
Кто вы, миссис Конвей?
Главную роль в этой команде сегодня играет та самая диванная наездница Келлиэнн Конвей, автор термина "альтернативные факты", умеющая врать в глаза не мигая и очень напоминающая одну верную помощницу Виктора Януковича. После вынужденного отхода в тень Пола Манафорта Конвей стала основной публичной фигурой кампании и принимала на себя все направленные против Трампа удары (поэтому хотя бы часть из них не достигла цели - например, поддержка со стороны Ку-клукс-клана).
Очевидно, что новый президент испытывает к Конвей глубокое чувство признательности, и поэтому ее кандидатура долго фигурировала в качестве возможного главы АП, затем пресс-секретаря и секретаря Национального республиканского комитета.
Но, во-первых, партия и крупные лоббисты дали почувствовать маленькой группе "первоапостолов" Трампа свое влияние, а во-вторых, карьера федерального госслужащего в экономике стоящей на частном капитале Америки не является чем-то особо притягательным для тех, кто способен заработать за пределами госсектора.
Для того же Руди Джулиани (экс-мэра Нью-Йорка и приятеля Трампа) так и не нашлось оптимального места - так, чтобы сошлись его статус, опыт и возраст. И 12 января президент назначил его...неформальным советником по кибербезопасности.
В конце концов Конвей была назначена советником президента - без приставок. На этой должности она сменила Джона Подесту, который с 2015 г. советовал Бараку Обаме, а в рамках избирательной кампании посоветовал что-то не то Хиллари Клинтон в качестве начальника ее штаба (и тем самым разочаровал немало украинских политиков).
В день инаугурации Трампа Келлиэн Конвей (в девичестве Фицпатрик) исполнилось ровно 50 лет. Она - выходец из смешанной ирландско-итальянской семьи в Нью-Джерси, принадлежащей к типичному нижнему сегменту среднего класса мелких собственников и служащих. По иронии судьбы Конвей - первая женщина, успешно руководившая кампанией кандидата в президенты США, но при этом придерживающаяся консервативных взглядов. Ведь за ней - католический Тринити-колледж в Вашингтоне, победы на подростковых конкурсах красоты и работа на ферме в юные годы.
По образованию Конвэй юрист. Она начинала карьеру секретарем судьи в округе Колумбия, но впоследствии стала коммерческим, а вскоре и электоральным социологом ("поллстером"). Можно сказать, что этот известный благодаря каналу Fox и другим консервативным порталам политический комментатор в своей функции прошла всю иерархию Республиканской партии. Как советник-помощник она работала с конгрессменом Джеком Кемпом, сенатором Фредом Томпсоном, вице-президентом Дэном Куэйлом, спикером нижней палаты Ньютом Гингричем и - вот он, кадровый ключ в Белый Дом - новым вице-президентом Майком Пенсом, как парламентарием и как губернатором.
По словам Конвей, Трамп предлагал ей "любую должность", но место Подесты вполне подошло. При всем своем католицизме и семейных ценностях Конвей гибка, умна и эффективна - это отмечают даже оппозиционно настроенные издания. Похоже, она будет находиться ближе к президенту, нежели даже некоторые его родственники (советником является и зять Джаред Кушнер). Если проводить аналогии с предшественниками (тем же Подестой), на советника Конвей ляжет кураторство отношений администрации с общественностью, а также сдерживание "альтер-правых", усадивших в параллельное кресло "советника — главного стратега" своего лидера Стивена Бэннона.
Запасной Миллер
Если Конвей, как представляется, на своем месте, то вот с Джейсоном Миллером, который должен был занять в АП место директора по коммуникациям, вышла промашка. Уроженец Сиэттла Миллер - политтехнолог, начавший свою карьеру в 2000 г. во Флориде как руководитель успешной избирательной кампании члена Конгресса Рика Келлера, впоследствии руководивший его аппаратом.
За последние 15 лет Миллер руководил рядом победных избирательных кампаний республиканцев, дошел до руководителя аппарата сенатора и корпоративного партнера Республиканского национального комитета. В 2008 г. он консультировал президентскую кампанию Руди Джулиани, а в 2016-м начинал как советник главы штаба Теда Круза. Откуда и перешел в штаб Трампа. Несомненно, Джейсон Миллер - хороший специалист и вашингтонский инсайдер, который смог бы пригодиться Трампу. Однако, увы, как оказалось, у Миллера завелся роман с кем-то из тех, кто работал в переходной администрации. На этом основании (непотизм) его и выбросили из официальной обоймы.
Честно говоря, верится в это плохо - учитывая ту атмосферу нарушения всех и всяческих правил, которую принесла в Белый Дом семья Трампа. Вероятно, эта важная публичная должность просто понадобилась кому-то с "крышей" повыше. Кому - неизвестно. Ее держат про запас. Но в неформальном окружении Трампа Миллер вполне остался, как и Джулиани. И, добавим - как и Манафорт. Пока что обязанности директора по коммуникациям совмещает пресс-секретарь Шон Спайсер, успевший вызвать крайнее раздражение СМИ.
"Любимец" прессы
Пресс-секретарь президента, 45-летний Шон Майкл Спайсер, был директором по коммуникациям Республиканского национального комитета. Уроженец Род-Айленда Спайсер, как и Конвей, - выходец из среднего класса северо-восточного побережья (отец - страховой агент, мать - сотрудница университета). Спайсер закончил бенедиктинскую католическую школу (правда, учиться в ней могли представители всех конфессий, но Спайсер - католик) и, что более примечательно, Военно-морской колледж в Ньюпорте. Над страстью Трампа к военным, видимо, посмеиваются не зря: ведь и сам будущий президент закончил военную академию штата Нью-Йорк, правда, туда его отправили улучшать поведение. В 1999 г. Спайсер вышел в запас в ранге коммандера.
Что он делал пять лет - покрыто мраком неизвестности (притом что проживают Спайсеры в престижной Александрии, штат Вирджиния, где пускает корни вся "федеральная" элита), но в 2004 г. возник в качестве директора по коммуникациям и пресс-секретаря бюджетного комитета палаты представителей США. С первых же дней "морячок" показал себя агрессивным защитником интересов президента, но не слишком умелым охранителем его имиджа. Впрочем, он в этом не виноват. Да и сам имидж - сфера ответственности Конвей.
Двое неизвестных
Директором стратегических коммуникаций (подразумевается более высокий уровень аудитории озвучиваемых Белым Домом месседжей- ну и вообще звучит красиво!) в администрации работает пресс-секретарь кампании Трампа 28-летняя Хоуп Хикс. Эта юная леди пока что отметилась только в качестве сотрудницы PR-фирмы, занимавшейся продвижением линии модной одежды Иванки Трамп в 2012 г. В 2014-м Хикс перешла на работу в "Организацию Трампа". Кроме этого о ней известно, что в подростковом возрасте Хоуп работала моделью (Ralph Lauren), а родилась в семье вице-президента Национальной футбольной лиги, так что, надо думать, бедность ей неизвестна. Пока что Хоуп в администрации явно для красоты.
Наконец, в PR-команду Белого дома вошел Дэн Скавино - менеджер многих бизнес-проектов Трампа, начинавший в "Кока-Коле". Кстати, с Трампом он познакомился, подрабатывая в студенческие годы в гольф-клубе, который позже купил Трамп. Впрочем, между "Организацией Трампа" и избирательной кампанией Трампа Дэн успел поработать в благотворительной организации, противостоящей домашнему насилию. Скавино возглавил работу администрации с социальными сетями.
В целом можно сказать, что в PR-крыле Белого Дома выдерживается баланс между интересами партии и личным комфортом президента: вряд ли его недавние корпоративные подчиненные станут говорить Трампу неприятные вещи. Это работа советника по национальной безопасности и министра финансов. Вместе с тем над амбициозными пиарщиками истеблишмент поставил проверенных кадров. Кто окажется сильнее - покажет время.