• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Между Россией и Китаем. Казахстан дозрел до открытия американских военных баз

Казахстан разрешит Пентагону использовать каспийские порты Курык и Актау для переброски военных грузов в Афганистан
Фото: topwar.ru
Фото: topwar.ru
Реклама на dsnews.ua

В тени событий в Ереване, перерастающих в деконструкцию местной правящей партии, почти незамеченным проходит другой региональный процесс. Это ускорение дрейфа Казахстана из того, что Москва пыталась оформить как свою зону влияния. "Специальные люди" в самой России - и те больше обсуждают все более агрессивные заявления белорусского президента, который, конечно, "майдана не допустит", но вместе с тем четко указал Китай в качестве главного стратегического партнера.

Баш на баш

Живущим в параллельном мире обитателям Кремля, разумеется, нарастающая вибрация внутри многострадального Евразийского союза представляется интригами американских агентов, а объективным сторонним комментаторам - следствием накопления внутренних противоречий. Однако, похоже, именно Казахстан, наиболее успешно избегая уличных вариантов смены власти, быстрее прочих сходит с российской орбиты, сделав выводы из вооруженной агрессии Москвы против Украины.

На днях президент Нурсултан Назарбаев подпишет протокол, который позволяет использовать порты Курык и Актау на Каспии для переброски американских военных грузов в Афганистан. Причем, как стало известно 25 апреля, парламент республики ратифицировал документ еще в марте. Помимо того, в соглашении о военном сотрудничестве на 2018-2021 гг., подписанном в сентябре 2017-го, курсивом предусматривается и строительство военной базы НАТО в Актау.

Притом что, с одной стороны, это соглашение готовилось какое-то время, спусковым крючком для предания огласке результатов подобных переговоров мог, по-видимому, послужить демонстративный, но бьющий по коммерческим интересам самой РФ ее отказ от участия в многолетнем проекте перевозок грузов НАТО в Афганистан (чем, кстати, мгновенно воспользовался украинский "Антонов").

С другой стороны, Астана, конечно, вовсе не спешит с планами размещения военных баз США. Другое дело, что прогресс по указанным соглашениям наметился сразу после визита Назарбаева в Америку. Так, без особого шума были разморожены счета фонда "Самрук-Казына" ("будущих поколений"), в котором содержатся 40% валютных активов РК. Известно, что деньги находились на счетах Bank of New York Mellon, который принял решение заморозить их по иску молдавского бизнесмена Анатолия Стати и его компаний против правительства Казахстана.

Стати и его сын Габриэль инвестировали в нефтегазовую отрасль Казахстана, а затем обвинили правительство страны в попытке рейдерского захвата своей собственности и потребовали возмещения убытков на сумму $4 млрд. В январе 2013 г. Арбитражный суд Стокгольмской торговой палаты установил нарушение со стороны Казахстана договора об энергетической хартии и обязал правительство выплатить семье Стати компенсацию на $500 млн. Однако власти отказались, после чего пострадавшие бизнесмены перешли к поиску обеспечительных мер. И вот Астана, как видим, нашла выход, более того - уже с начала года, по данным МВФ, Казахстан пополнил золотовалютный запас на 193 тыс. унций (5,4 т).

Реклама на dsnews.ua

Неудобство для России

Теперь следует продвижение в такой тонкой сфере, как борьба интересов на Каспии, где военно-политическое влияние США многие годы было минимальным.

Считается, что сам по себе маршрут транспортировки американских военных грузов через порты Черного моря и далее в Азербайджан и на Каспий - это гораздо более сложная логистика. Но Белый дом, по крайней мере, в этом аспекте демонстрирует, что не позволит РФ держать себя за горло, причем где бы то ни было (ведь то же самое Вашингтон старается показать и на "корейском", и на "сирийском" фронтах). Несомненно, подобный разворот Казахстана в сторону США носит антироссийский характер, правда, сам по себе пока не угрожает интересам России напрямую.

Тем не менее американское присутствие на Каспии - в любом качестве - для Москвы крайне нежелательно. Ведь это в любом случае - попытка прорыва контролируемого Россией режима диалога вокруг раздела акватории Каспийского моря, который позволил бы таким странам, как Азербайджан, в разы нарастить, а таким каспийским странам, как Туркменистан, Казахстан и Иран, начать масштабные поставки газа в ЕС - как по существующей, так в будущем и по строящейся перспективной инфраструктуре.

Кстати, чтобы хотя бы символически усилить позиции России в этом отчасти смежном с сирийским каспийском вопросе, буквально за сутки до встречи Эрдогана с Путиным и Рухани в Анкаре министр обороны РФ Сергей Шойгу приказал перебазировать тамошнюю эскадру ВМС России в Каспийск.

Однако то, что происходит сейчас с позицией Казахстана, является серьезным ударом по статус-кво в регионе. Ведь ровно четыре года назад, в апреле 2014-го, Иран и Россия добились единодушного согласия остальных прикаспийских государств относительно недопустимости иностранного военного присутствия на Каспийском море. Чем вроде бы исключили любую возможность развертывания в будущем в его бассейне сил НАТО.

В политической декларации, подписанной на IV Каспийском саммите в Астрахани 29 сентября 2014 г. президентами пяти прикаспийских государств, "закреплен один из основополагающих для обеспечения стабильности и безопасности принципов - право пребывания на Каспийском море имеют вооруженные силы исключительно прибрежных стран", было сказано в заявлении Владимира Путина по итогам встречи. Теперь получается, что этот принцип - вовсе не основополагающий (может быть, потому что еще недавно обожавший Владимира Путина журнал Time впервые не включил Владимира Путина в первую сотню влиятельных людей мира?).

Не секрет, что страны в бассейне Каспийского моря наращивают сотрудничество с США и Европой в сфере безопасности и энергетики. В первую очередь - это Азербайджан, который в силу своих огромных нефтегазовых богатств выступил для Запада стратегическим партнером благодаря трубопроводам Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум, которые находятся вне контроля Москвы. Выступая на саммите НАТО в Уэльсе, президент Ильхам Алиев сказал, что его страна стала для альянса "надежным" партнером и наращивает усилия по обеспечению все более широкой логистической поддержки операций НАТО в Афганистане. Более того, Азербайджан после 2002 г. сам стал частью сил ISAF в Афганистане.

И хотя за прошедшие четыре года в отношениях Азербайджана и США были разные периоды, нынешним прагматическим подходом президента Трампа в Баку довольны. Помимо этого, широко известно, что в контексте российской агрессии против Украины официальные лица НАТО пытаются улучшить военное сотрудничество со странами "ближнего зарубежья" России (бывшими членами Советского Союза, по-прежнему находящимися в сфере влияния Москвы).

Одиночество по Суркову

И все же Казахстан явно далеко заходит (возможно, тестируя размеры пресловутого "окна Овертона") в переговорах об открытии в северо-западном порту Актау военно-морской базы, обслуживающей потребности войск США и НАТО. В то же время США многие годы играли активную роль в оказании Азербайджану, Казахстану и Туркменистану помощи в укреплении их обороны и даже развитии собственных военно-морских флотов.

Грузы в интересах Пентагона и НАТО до Актау и Курыка будут возить по железной дороге через Грузию (до нее по Средиземному и Черному морю, в том числе через Украину, либо воздушным путем) и через порты Азербайджана. Из Казахстана они могут продолжать путь либо тактическими военно-транспортными самолетами, либо опять-таки по железной дороге - например, через территорию Узбекистана. Который, во-первых, еще со времен выхода из ОДКБ в далеко не лучших отношениях с РФ, а во-вторых, в начале года завершил электрификацию участка от Карши до Термеза. Через Амударью, которая отделяет этот город от Афганистана, проложен Мост дружбы, а рядом есть аэропорт. Впрочем, сухопутный маршрут через Кыргызстан и Таджикистан тоже теоретически возможен, но осложнен политической зависимостью обоих государств от России и присутствием в последнем 201-й базы ВС РФ.

В настоящий момент основной маршрут материального обеспечения воинского контингента США в Афганистане проходит через союзный Соединенным Штатам Пакистан. Но в силу постепенного ухудшения двусторонних отношений (по мнению администрации Дональда Трампа, союзники не способны навести порядок на своей территории - Вашингтон Обамы относился к Исламабаду помягче) в Пентагоне задумались об использовании альтернативного маршрута. По крайней мере, такова прагматическая мотивация американского интереса к Казахстану. Ведь усиленный Трампом контингент в Афганистане нуждается в надежной логистике.

Ясно, что считать планы Астаны по допуску ВМС США в акваторию Каспия согласием на появление в регионе американских военных баз пока, видимо, преждевременно (вообще-то, Казахстан - член ОДКБ). Любая военная база на чужой территории, как правило, предполагает экстерриториальность, постоянный военный персонал, модификации законодательства, доверие между разведывательными службами. Насколько можно судить из опубликованных сообщений, ни о чем подобном на данный момент речи не идет. Однако появление даже транзитных пунктов Пентагона на территории ближайшего союзника не может не вынудить Москву предпринять каких-либо мер.

Революция в Армении, неясно пока на что направленная смена правительства в Кыргызстане ("ушли" некоторых сторонников экс-президента Атамбаева), "броманс" в отношениях с Беларусью, нервный союз с Ираном - по сути, Россия и впрямь скоро окажется в том самом состоянии геополитического одиночества, о котором притворно мечтает Владислав Сурков. В реальности же - она все чаще демонстрирует свое бессилие.

По словам министра иностранных дел РК Кайрата Абдрахманова, соглашение о портах - целиком в интересах Казахстана как стратегического партнера Соединенных Штатов. "Взаимодействие Казахстана и США, расширившееся после визита Назарбаева в Вашингтон, приобретает конкретное содержание", - отметил министр. То есть речь о долговременной тенденции, которая Москву радовать не может.

Но если бы только это.

Я тебя породил...

По мнению наблюдателей, еще одну мину замедленного действия под российские интересы подкладывает недавнее присоединение Казахстана к договору о запрещении ядерного оружия, который, отметим, проигнорировали все без исключения ядерные державы. Дело в том, что после вступления этого документа в силу государства-подписанты будут вынуждены отказаться от присутствия на своей территории любой иностранной ядерной инфраструктуры. Многие забывают, что Россия еще с советских времен содержит на территории Казахстана ряд важнейших для путинского режима военных объектов. Прежде всего - это системы стратегической противоракетной обороны и испытательные полигоны. Найти замену таким полигонам за прошедшие десятилетия в РФ так и не смогли. Присоединение к договору означает только одно: придет день, когда Астана попросит российских военных на выход, будучи при этом (в отличие от Еревана или Бишкека) полностью финансово независимой от Москвы.

В контексте этих корректирующих внешнеполитический вектор "Ак Орды" маневров стоит воспринимать и ставшую неприятной неожиданностью для Путина политическую позицию Казахстана по Сирии. 14 апреля Астана отказалась поддержать Москву в ООН, воздержавшись во время голосования по российской резолюции. Такой подход казахстанские идеологи евразийской интеграции объяснили необходимостью подчеркивать свой нейтралитет, чтобы и впредь пребывать в статусе организатора мирных переговоров по Сирии. Естественно, такая аргументация (как минимум в глазах Кремля) лишь отчасти похожа на правду.

В комплекте с переводом страны на латиницу, запуском арбитражного суда в Астане по британской модели, внезапно эффективными вояжами в США, зондированием общественного мнения в отношении "казахизации," изменение позиции по Каспию сразу в обеих сферах - военно-политической и экономической - ключевой момент. Ведь оно чревато изменением баланса сил в регионе и даже в перспективе выводом из изоляции Туркменистана.

Вероятно, впечатленный катастрофой, которой обернулась извращенная Путиным его идея евразийской интеграции, Назарбаев стремится обеспечить покой тому Казахстану, которого уже не застанет. Причем действует по отношению к этой идее в духе гоголевского Тараса Бульбы ("я тебя породил, я тебя и убью").

Защиту от бывшей метрополии в этом регионе могут обеспечить либо США, либо Китай. Ориентация на Китай пугает казахстанское общество и его политическую элиту, поэтому выбор достаточно очевиден. В свою очередь, для России маневр Астаны означает, что ее региональное лидерство рухнуло не только в Восточной Европе, не только разрушается на Южном Кавказе, но и входит в эпоху сумерек в Центральной Азии.

    Реклама на dsnews.ua