Что роднит россиян с меланезийскими аборигенами
На протяжении большей части своей истории Римская империя была государством веротерпимым. Можно было поклоняться каким угодно богам и верить во что угодно, но с одним обязательным условием - участвовать в отправлении государственного культа. В этом нынешняя Россия вполне соответствует римскому шаблону. С той разницей, что поклонение живому диктатору рекомендуется, мертвому - поощряется, но в официальной религии первый является верховным жрецом, второй - святым. Сама же религия, некогда - почитание коллективного бога-охранителя, за последние годы фактически выродилась в карго-культ. И тот, кто его не соблюдает либо отступает от ритуала, будь то гражданин или иная страна, автоматически идентифицируется как враг государства.
Наиболее ярко признаки этой трансформации видны как в ходе приготовлений к главному празднеству этого культа - Дню Победы 9 мая, так и в его кульминации - военном параде. Указание на карго содержится уже в самой установке "можем повторить", а всевозможные имитации, как на смысловом уровне, так и на предметном, его лишь подчеркивают.
Так что ни дня не воевавшая "тридцатьчетверка", которую гоняют из парада в парад (не был исключением и нынешний), выполняет ту же функцию, что и деревянные копии самолетов, которые строили меланезийские аборигены. Воссоздание условий, сопутствовавших благам. Только если для аборигенов таковыми были консервы, палатки и одеяла - предметы, физически облегчающие выживание, то для приверженцев победобесия важны символы и абстракции - величие, героизм, мощь, обеспечивающие психологический комфорт социуму, который видит в собственном стокгольмском синдроме благословение. Быть в контрах со всем миром - это для него как раз нормальное положение. И чем больше у этой нормальности атрибутов - тем выше степень комфорта.
Для среднего россиянина бедственное положение Уралвагонзавода отнюдь не тайна: этого не скрывают даже федеральные каналы. Да и не особо его состояние выделяется на общем фоне российских предприятий. Но четверка "армат" и пара "курганцев", которые катаются по нынешней Красной площади, делают его жизнь комфортнее - даже если завтра конвейер станет. Ездящий и летающий металлолом служит той же цели.
Средний россиянин, может быть, и не в курсе, что дивизию внутренних войск имени Дзержинского приписали к нацгвардии в обход процедур, да и создана эта гвардия незаконно. Но дикторы любезно расскажут ему о другом: именно ее бойцы кидали фашистские знамена к мавзолею. К чьему - сказать забудут, об участии этого формирования в войне против Украины тоже умолчат. Ради комфорта, разумеется. А вот особый упор на том, что парадный расчет Таманской дивизии представляет Западный военный округ, о том, что 27-я бригада носит название Севастопольской, а кантемировцы - герои, - это прямая отсылка к все тому же подспудному "можем повторить". Тем более что остальной текст дикторов звучит бессвязно, а местами вообще бредово. Вот, к примеру, пара перлов с нынешнего парада: "Особенности многофункционального модуля позволяют использовать автомобили по различному назначению" или "модернизация позволила в несколько раз увеличить возможности современной ствольной артиллерии". Впрочем, эти тексты предназначены для эмоционального, а не рационального восприятия.
Средний россиянин знает, что настоящих ветеранов войны 1941-1945 годов на Красной площади почти нет: счет в пределах сотни из школьной программы еще не исключили. Но они должны там быть - того требует ритуал! И они появляются. Правда, совсем уж ряженные вызывают раздражение - слишком грубая имитация может сорвать всю церемонию(да-да, меланезийцы тоже это знали) - а потому теперь их либо снимают со спины, либо не уточняя, что это за ветераны такие, благо за минувшие 71 год Москва успела ввязаться в не один десяток войн.
Официальной - это значит, что еретиков подвергали казни. Как минимум - гражданской. Но не только. Карго - потому что культ этот всегда был основан на зависти. Не было у несчастных дикарей ничего своего - но была лютая зависть к соседям. Хотелось жить красиво и сыто - как живут они. В сочетании с невежеством это всегда давало плохое подражание, чисто внешнюю имитацию, лишенную самой сути имитируемого. А зачастую - прямо ему противоположного. Собственно говоря, эта страсть к имитации и подражанию тоже была заемной и подражательной. Она пришла из Орды: из её блестящей столицы в убогую ордынскую провинцию.
Карго-культ этот был очень широк, и проникал во все сферы жизни. Он включал в себя имитацию справедливости, имитацию прогресса, имитацию успехов, и даже имитацию социальных наук и знаний - и веру в то, что всё это существует реально, а не является грубо сляпанным симулякром.
Иногда, если имитация вступала в очень уж явное противоречие с реальной жизнью, её, случалось и такое, аккуратненько задвигали в уголок, и изобретали другую. Занимались этим делом специально обученные жрецы. Помните стишок на снятие Хрущева:
Удивили мы Европу,
Покорили высоту,
Десять лет лизали жопу -
Оказалось, что не ту!
Но народ не унывает,
Смело смотрим мы вперед.
Скоро партия родная
Нам другую подберет.
И подобрала. Автор стишка буквально как в воду глядел.
...Прибегает папа к сыну весь от радости крича:
Наши сети притащили Леонида Ильича...
Но низвергнутые боги очень часто возвращаются. Боги, конечно, выдуманы людьми - но будучи однажды выдуманы, обретают бессмертие и не отпускают своих создателей, до тех пор, пока те не перестают верить в выдуманных богов вообще. Но это происходит лишь с выходом за рамки.
Когда СССР сгнил и рухнул, рамок не стало. Для миллионов это стало шоком. Здесь пути разделились. Одни стали учиться обходиться без рамок и быть свободными людьми. Другие стали строить новые рамки, в которых им было удобно. Разумеется, это всегда был индивидуальный выбор. Но в каждой стране верх брала одна из двух тенденций. Она становилась главной и диктовала правила игры уже для всех.
В Украине победил люди первого пути. В России - второго. Всё прочее - не очень существенные подробности.
Конечно, в Украине тоже есть верующие в "Великую Россию". И другие культы, придуманные ради рамок, чтобы отгородиться от большого и сложного мира, тоже есть, хотя и менее распространенные. Кстати, в силу особенностей культового сознания, большие культы на ограниченной территории растворяют в себе малые. Отчасти - прямо растворяют, перетягивая адептов в свои ряды, отчасти делают малые своим зеркальным отражением. Помните довлатовское: "после коммунистов я больше всего ненавижу антикоммунистов"?
Но не верующие определяют ситуацию в Украине. Так сложилось не сразу, но это уже сложилось. Украина нами, думающими - отвоевана. Хотя борьба ещё идет, и будет идти ещё долго. Но это зачистка территории. Обратного пути не будет.
А в России, в свою очередь, есть адекватные люди. Но ситуацию определяют не они. И там тоже ситуация уже решена. И 99% "оппозиции Путину" - это ровно тот же карго-культ, и те же имитаторы. С незначительными вариантами в пантеоне святых. Вот только никакой принципиальной разницы между поклонением св.Путину, или св.Навальному, или св.Ходорковскому, или даже - страшно сказать - св.Немцову - нет. И, однажды одержав верх, сторонники любой из этих ересей будут ни капли не лучше для окружающего мира, чем нынешние держатели контрольного пакета российских акций. А той оппозиции, которая могла бы быть чем-то принципиально иным, и имела, хотя бы теоретически, шансы удержаться, придя к власти, в России просто нет. Для такой оппозиции в России нет ни культурной традиции, ни социальной базы.
Рабство закреплено в России на всех уровнях. Оно настолько глубоко вбито в сам фундамент русской культуры и русского языка, что начиная разбираться в этом вопросе и пытаясь заглянуть на дно бездны - не видишь дна. К слову, именно по этой причине постепенный переход на украинский язык и отказ от русского языка, или, в крайнем случае, институализация "украинского русского", отличного от "русского московитского", так важны для нас. Но это тоже отдельная тема для очень непростого разговора.
И ещё один момент, очень важный для понимания ситуации. Он с большой точностью выражен в известном гарике Губермана:
Однажды здесь восстал народ,
И, став творцом своей судьбы,
Извел под корень всех господ.
Теперь вокруг - одни рабы.
Нынешний вариант российского карго-культа скроен рабами для себя. Он им уже не навязан. Он построен ими по своей воле. Для своего удобства. По собственной мерке.
Говорят, "Путин разбудил всё худшее в россиянах". Говорят, виноват телевизор, проповедовавший безнравственность и скотство. И вообще всё зло в "Доме-2". Не верьте. Никто не заставлял включать телевизор - а не, к примеру, брать в руки книгу. И, даже включив его, никто не заставлял смотреть именно "Дом-2" а не "Дискавери". И слушать именно шансон - никто не заставлял. Не было такой установки в первые годы. Это были годы выбора. И то, что мы видим в России сегодня - это выбор российского народа. Да-да, включая Ролдугина с его виолончелью и "радиоактивный пепел" с местами о "хохломоре", и "крымнаш", и Жириновский, беснующийся на думской трибуне, и всеобщее воровство и.... Они это выбрали. Сами. Шаг за шагом.
И если когда-нибудь состоится трибунал над Путиным и путинизмом, то адвокатам стоило бы избрать именно такую линию защиты: мы повиновались воле народа. Это, кстати, железно доказуемо. Это прослеживается в течение всех 18 лет правления Путина. Путин пытался быть разным. Примерялся и так и эдак, смотрел на реакцию, и, в конце концов, принял ту форму, которую пожелал российский народ. И если его рейтинг сегодня падает, и раздается недовольство, то причина тому исключительно желудочная. А нравственный, ментальный, культурный выбор россиян Путин отразил с абсолютной точностью.
Что это означает практически для нас с вами? Прежде всего, это означает бесполезность всяческих дискуссий с "ватой". Имеющий глаза и уши видит и слышит и так. Весь свой пыл нам следует направить на воспитание дошкольников и школьников младших классов, и на очистку школы от совкового наследия. Ещё - на возрождение нормальных социальных наук. На адекватное понимание законов развития современного общества и на популяризацию этих законов. Два последних пункта - исключительно ради кадрового обеспечения начальной школы. И всё. Этого достаточно. Дальше - только личный выбор. Не спор! А именно выбор. Спорить же, по сути, не о чем. Каждый просто выбирает по себе: где ему удобнее жить: в большом мире или в вонючем и тесном хлеву, имитируя давно потерявшие смысл атрибуты величия.