СПЕЦПРОЕКТ
При всей роли центральных руководителей региональная политика вершится прежде всего на местах — чиновниками, бизнесменами, депутатами местных советов. Именно они в конечном итоге устанавливают правила игры в своем кругу. А под эти правила вынуждены подстраиваться и рядовые жители.
Чтобы определить самых влиятельных лиц в регионах (кроме оккупированных территорий), «ДС» обратилась к более чем трем тысячам депутатов облсоветов, городских советов областных центров. Респондентам было предложено проранжировать 30 (в Киеве), 25, 20 или 15 (в крупнейших и остальных областях) деятелей регионального масштаба по степени их влиятельности, при необходимости пополняя предложенные списки дополнительными фамилиями. Полученные результаты характеризуют ситуацию на начало мая. Общее число самых влиятельных персон в Киеве и 24 областях составило 465. Сюда не вошли государственные деятели и политические лидеры всеукраинского масштаба, если только они не занимают конкретных постов в местной власти, как, например, Виталий Кличко в Киеве.

Если посмотреть на полученную картину, то можно увидеть довольно четкое различие между регионами. В ряде областей местные элиты достаточно успешно выстроили собственную управленческую вертикаль, систему сдержек и противовесов и модель политического диалога. В других регионах существующая система местной власти фактически неполноценна в том смысле, что она нуждается в управляющих импульсах из центра, от так называемых кураторов. Кстати, Киев, похоже, относится к этой категории. А в некоторых областях ключевую роль играют присланные из центра губернаторы, не имеющие местных корней.

Интересно также углубление раскола в рядах бывших «регионалов». Большинство из них категорически не воспринимают «Оппоблок» как консолидирующий центр и после революции считают большой удачей возможность участвовать в правящей коалиции на местном уровне. Это говорит о том, что даже отъявленные циники расценивают прокремлевскую риторику как непрагматичную, а в перспективы установления власти «Оп- поблока» и дружбы с путинской Россией вообще никто не верит. Эти настроения местных элит отображают не только их традиционное приспособленчество, но и радикальные сдвиги в настроениях избирателей за последние два с половиной года.